25.04.06

Правительство определилось со структурой, которая займется обустройством таможенных пунктов пропуска на государственной границе

Вчера вице-премьер Александр Жуков заявил, что выбор сделан в пользу ФГУП "Ростэк", на базе которого будет создано специальное федеральное агентство. Эксперты считают, что, если правительство не лишит "Ростэк" коммерческих функций, ФГУП получит ряд конкурентных преимуществ перед частными таможенными брокерами и владельцами складов временного хранения.

Первоначально правительство рассматривало два варианта модернизации приграничной инфраструктуры. Федеральная таможенная служба предлагала создать принципиально новое федеральное агентство, а глава Минэкономразвития - передать контроль за границей в ведение "Ростэка", лишив его при этом коммерческих функций (см. "Бизнес" от 31 октября). В итоге правительство выбрало компромиссный вариант: по словам Александра Жукова, "Ростэк" "будет выведен из-под таможенных органов и будет самостоятельным агентством под правительством".

Эксперты называют такой вариант оптимальным. "Зачем создавать новую структуру, если "Ростэк" и так является главным подрядчиком по строительству инфраструктуры,- говорит ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов,- преобразование предприятия в агентство необходимо для выделения бюджетных средств". С ним соглашается руководитель таможенной практики юридической компании DLA Piper Rudnick Gray Cary Вильгельмина Шавшина: "Выделение "Ростэку" денежных средств без создания на его базе федерального агентства стало бы нарушением бюджетного законодательства. Поэтому "Ростэк" будет оказывать госуслуги на уровне федерального агентства. С финансовой точки зрения решение передать управление границей "Ростэку" также оправданно: у этой структуры максимальный опыт работы в сфере околотаможенных услуг".

Помимо обустройства границы "Ростэк" займется и ее приватизацией. Создание агентства - это часть программы по выведению таможенных пунктов пропуска из частной собственности. По словам Александра Жукова, некоторые здания будут выкуплены, а там, где это невозможно, такие пункты пропуска будут закрыты, а на их месте созданы государственные.

""Ростэк" станет проводником правительственного интереса, в том числе и в отношении пунктов пропуска, где таможенные терминалы находятся в частной собственности.

Часть средств будет выделяться на приобретение таможенных терминалов в пунктах пропуска. Хотя возможно предположить, что, кроме финансовых ресурсов, будет использоваться административное воздействие",- рассуждает Вильгельмина Шавшина.

В то же время преобразование "Ростэка" в федеральное агентство может создать ряд проблем участникам ВЭД, считают эксперты. "Если правительство решит, что "Ростэк" будет работать как агентство и сохранит при этом свои коммерческие функции, то есть и дальше будет оказывать брокерские и складские услуги, то предприятие получит преимущества по сравнению с частными структурами, работающими на таможне, и может злоупотребить своим положением",- опасается Глыздов. По его мнению, вероятность использования "Ростэком" своего нового статуса высока, если учитывать, что ранее антимонопольные органы уже обвиняли его в нарушении конкуренции на рынке.

Бизнес 25.04.06