07.11.07

Подведены итоги работы Восточно-Сибирской оперативной таможни за 9 месяцев 2007 года

На территории Восточной Сибири правоохранительную работу таможенных органов организует Восточно-Сибирская оперативная таможня (ВСОТ). Основными задачами Восточно-Сибирской оперативной таможни в условиях того, что Восточно-Сибирский регион остается экспортно-ориентированным (лесоматериалы, цветные металлы, продукты переработки нефти в больших объемах экспортируются в Монголию, Китай, Индию), остается предотвращение нарушений законности во внешнеторговой деятельности, сохранение ресурсов региона, а также борьба с контрабандой, нелегальным оборотом наркотиков и международным терроризмом.

Кроме контрабанды, чаще всего встречаются такие нарушения таможенного законодательства, как недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, занижение их стоимости, обманное использование документов и средств идентификации, нарушение правил о валютных операциях, а также иных действий, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей.

Совершенствуется "профессиональный" уровень контрабандистов. Операции преступников становятся все более организованными и конспиративными, их деятельность из года в год становится еще изощренней. Недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) отрабатываются новые схемы ухода от таможенных пошлин и налогов. К тому же в контрабандных схемах участвуют не только представители криминальных коммерческих структур: к сожалению, в противоправную деятельность также вовлекаются отдельные должностные лица государственных органов, силовых ведомств. Все это требует от таможенных органов региона выработки единого механизма противодействия преступности во всех ее проявлениях.

Как сообщил начальник Восточно-Сибирской оперативной таможни Константин Терехов, за 9 месяцев 2007 года подразделениями дознания таможен Восточно-Сибирского таможенного региона было рассмотрено 179 сообщений о преступлениях. Возбуждено 86 уголовных дел и около 4000 дел об административных правонарушениях.

Предметами преступлений по возбужденным уголовных делам стали: товары народного потребления - 19 уголовных дел, продукты питания - 8, валюта - 11, лес, черные и цветные металлы - по 6 дел, легковые автомобили - 14, наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества - 17, прочие (в т.ч. мелкий рогатый скот, осветительное оборудование, плитка керамическая) - 11. На момент возбуждения уголовных дел стоимость незаконно перемещенных товаров и транспортных средств, являющихся предметом контрабанды, составила около 90 млн рублей, а сумма неуплаты таможенных платежей составила 2 млн 353 тыс. рублей.

Необходимо заметить, что таможенные органы Восточно-Сибирского региона стали возбуждать уголовные дела в отношении конкретных лиц, а не по факту преступления (как это чаще всего было раньше): количество уголовных дел данной категории с начала 2007 года выросло до 64% от общего количества. Общеправовой принцип неотвратимости наказания должен восторжествовать.

Сегодня остро вопрос стоит с экспортом лесоматериалов. Таможенные преступления, касающиеся данной категории товаров, - это недостоверное декларирование, невозвращение в полном объеме экспортной валютной выручки. Наиболее распространенным способом совершения контрабанды древесины является предоставление в таможенный орган недействительных документов: для обоснования таможенной стоимости лесоматериалов декларантами предоставляются поддельные счета-фактуры, лесорубочные билеты. Последние годы контрабанда лесоматериалов в основном совершалась путем регистрации фирм (контрактодержателей) на подставные лица.

Всевозможными таможенными правонарушениями и преступлениями сопровождается и экспорт продукции черной и цветной металлургии. Привлекательность криминального бизнеса в отношении незаконных экспортных операций с цветными металлами прогнозируема и объясняется все возрастающей активностью мирового рынка металлов и ростом биржевых цен.

Основными правонарушениями со стороны участников внешнеэкономической деятельности в данной сфере являются: занижение объема вывозимой продукции и стоимости; "пересортица" (под видом черных металлов вывозятся цветные); экспорт металлолома под видом изделий.

Значительно увеличился товаропоток строительных материалов в регион ответственности Восточно-Сибирской оперативной таможни. В количественном соотношении в 2006 году было ввезено в 1,7 раз больше товаров данной категории в сравнении с 2005 годом. Основная доля поставок осуществляется из Китая и составляет 73% от общего объема импортируемого товара. Это обусловлено, прежде всего, местом расположения Восточно-Сибирского региона на участке российско-китайской границы, а также низкой стоимостью строительных материалов, производимых на территории Китая. В таможнях региона данное направление является новым в деятельности оперативных подразделений.

Другой проблемой для экономики страны является экспансия незаконно ввозимой продукции легкой промышленности и других товаров народного потребления. В зоне ответственности Восточно-Сибирской оперативной таможни товаропоток из стран Юго-Восточной Азии и Китая распределился следующим образом: 97% товаров народного потребления поступает из Китая и 3% из стран Юго-Восточной Азии. Если в 2004 году оперативными подразделениями таможен региона выявлено только 3 преступления, предметом по которым явился товар данной категории, то в 2005 и 2006 годах выявляемость повысилась - было возбуждено 20 и 32 уголовных дела соответственно. В 1 полугодии 2007 года по данной линии возбуждено 15 уголовных дел (в аппг - 10 дел).

И в дальнейшем все усилия сотрудников Восточно-Сибирской оперативной таможни будут направляться не только на возбуждение отдельных уголовных дел, а на комплексное изучение всех обстоятельств, способствующих противоправной деятельности, с целью установления контрабанды, коррупции и т.д. Проблемы совершенствования защиты экономической безопасности России по-прежнему остаются остро насущными. Проводится большой объем работы по укреплению вертикали управления правоохранительными подразделениями таможенных органов. Правоохранительным подразделениям таможен необходимо создать действенную систему мер для снижения уровня преступности в условиях быстро меняющихся форм и методов таможенного контроля, внедрения системы управления рисками, электронного декларирования товаров и транспортных средств.

Wood.Ru; 07.11.07