25.05.10

Памятка для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа - в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется.

2. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:

со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы может быть восстановлен по письменному заявлению лица, подавшего жалобу, на основании приложенных к жалобе документов, которые подтверждают причины пропуска срока обжалования. Указанное заявление может содержаться как в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа.

3. Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой.
В жалобе в обязательном порядке указывается:
- наименование таможенного органа или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
- фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица, которым подается жалоба, его место жительства или местонахождение;
- существо обжалуемого решения, действия (бездействия).

Дополнительно в жалобе желательно указать причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых лицо считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования лица (об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия), а также иные сведения, которые лицо считает необходимыми для рассмотрения жалобы.

4. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа рассматривается вышестоящим таможенным органом. Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа рассматривается таможенным органом, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а жалоба на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа - вышестоящим таможенным органом.

Жалоба на решения, действия (бездействие) таможенных постов, подчиненных Дагестанской таможне, подается в Дагестанскую таможню по адресу: г. Махачкала, ул. М. Юсупова 24. Тел. 67-57-43, 982-247, 982-248, 982-239.

Жалоба на решения, действия (бездействие) Дагестанской таможни, подается в Южное таможенное управление по адресу: г. Ростов-на–Дону, ул. Береговая 21/2. Тел. 8(8632)40-54-84.

5. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица рассматривается в течение месяца со дня поступления ее в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. В случае необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен начальником таможенного органа рассматривающего жалобу, но не более чем еще на один месяц.

По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы. Копия принятого решения направляется заявителю в пределах срока, установленного для рассмотрения жалобы.

6. Настоящая Памятка разработана на основании главы 7 Таможенного кодекса РФ.

При обращении в таможенные органы необходимо иметь ввиду, что согласно статье 4 Федерального закона РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение гражданина в государственный орган может быть выражено в форме предложения, заявления либо жалобы. При этом под предложением следует понимать обращение, направленное на привлечение внимания к несовершенству деятельности таможенного органа или несовершенству регулирования правоотношений, возникающих в сфере таможенного дела, а также рекомендации по улучшению такой деятельности.

Если в обращении к таможенному органу содержится просьба о содействии в реализации прав, сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о наличии недостатков в работе таможенного органа, либо критика деятельности таможенного органа или его должностных лиц, то такое обращение подлежит рассмотрению в качестве заявления.

Характерным признаком жалобы является наличие в тексте документа (как правило, в его заключительной части) требования лица о восстановлении его нарушенных прав и законных интересов, которое основано на признании незаконными решений и действий таможенных органов и их должностных лиц.

В таможенный орган также может поступить запрос, представляющий собой обращение, содержащее просьбу или требование лица о предоставлении каких-либо сведений, разъяснений, документов.

При рассмотрении всех видов обращений физических и юридических лиц таможенные органы руководствуются главой 7 Таможенного кодекса РФ, Федеральным законом РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также приказом ФТС РФ от 26.12.2006 № 1370 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».

В случае поступления в таможенный орган запроса о причинах принятия таможенным органом того или иного решения, совершения действия (бездействия), рассмотрение такого запроса осуществляется с учетом требований, установленных статьей 23 ТК РФ.

При обращении в таможенные органы необходимо иметь ввиду, что основное отличие жалобы от заявления сводится к тому, что жалоба представляет собой обращение к таможенному органу или его должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина или юридического лица. Заявлением же является обращение лица по поводу реализации своего права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

Основные отличительные особенности обращения, которые позволяют отнести его к жалобе, сводятся к следующему:
1) наличие в обращении требования о признании незаконным и (или) отмене решения, действия (бездействия) таможенного органа;
2) по тексту обращения самим заявителем решение, действие (бездействие) таможенного органа определяется как незаконное или подлежащее отмене;
3) из текста обращения усматривается, что заявитель считает решение, действие (бездействие) таможенного органа незаконным и подлежащим отмене, однако требование о восстановлении его нарушенных прав сформулировано нечетко, либо отсутствует вовсе.

В случае поступления в таможенный орган обращения, в котором усматриваются вышеуказанные признаки, оно подлежит рассмотрению в качестве жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа в соответствии с главой 7 ТК РФ.

Пресс-служба ФТС РФ ; 25.05.10