16.03.07

О внедрении в СЗТУ технологии предварительного информирования и задачах по ее дальнейшему развитию

Одним из вопросов, рассмотренном на расширенном оперативном совещании у начальника СЗТУ, состоявшемся 15 марта 2007 г., был вопрос о состоянии работы таможенных органов Северо-Запада по внедрению технологии предварительного информирования и задачах по ее дальнейшему развитию.

Вступление в силу с 1 января 2004 года новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации послужило отправной точкой для активизации процессов, связанных с внедрением в Северо-Западном таможенном управлении новых информационных таможенных технологий, в т.ч. технологии предварительного информирования.

Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы также определила в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможенных органов СЗТУ дальнейшее расширение практики использования технологии предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу России.

Предварительное информирование таможенных органов, расположенных в автомобильных пунктах пропуска, заключается в предоставлении автомобильным перевозчиком или лицом, действующим от имени перевозчика и по его поручению, сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию РФ.

Работа по внедрению технологии предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска была начата в 2002 г. на российско-латвийском участке Государственной границы РФ.

В настоящее время предварительное информирование применяется в многосторонних автомобильных пунктах пропуска Выборгской, Кингисеппской, Псковской и Себежской таможен.

Применение предварительного информирования позволяет сократить время нахождения автотранспортного средства на территории пункта пропуска за счет сокращения времени подготовки транзитной декларации и ее проверки в среднем до 15 минут на одну машину и, как следствие, увеличить пропускную способность МАПП.

В целях повышения привлекательности предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска выделены специальные места для стоянки транспортных средств, оборудованы и обозначены рабочие места для должностных лиц таможенного поста, осуществляющих таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемых через таможенную границу РФ, в отношении которых предоставляется предварительная информация.

С 2004 года в СЗТУ проводились мероприятия по внедрению технологии предварительного информационного обмена о перемещаемых товарах и транспортных средствах между таможенными органами и филиалом «Октябрьская железная дорога» ОАО «Российские железные дороги.

В настоящее время в полном объеме прием и использование информации, предоставляемой ОАО «РЖД», производится на шести железнодорожных пунктах пропуска Псковской, Кингисеппской, Себежской, Выборгской и Костомукшской таможен.

Как было отмечено на совещании, в настоящее время системой предварительного информирования, к сожаленью, остаются неохваченными морские и воздушные пункты пропуска. Основным препятствием здесь является отсутствие нормативно-правовых документов.

На сегодняшний день судовладелец представляет таможенному органу предварительную информацию о получателе товара, экспедиторе и грузе на бумажном носителе. Создание и внедрение комплексной программы предварительного информирования, базирующейся на мировых стандартах и рекомендациях ВТО, предполагает наличие каналов связи, программного обеспечения и технического оборудования у лиц, принимающих участие в предварительном информировании, что связано со значительными финансовыми расходами у последних.

Однако при оснащении СЗТУ автоматизированной системой внешнего доступа появляется надежда на использование каналов Интернет для обмена данными с участниками ВЭД, что резко сократит затраты на «вхождение» в систему Предварительного информирования.

Пресс-служба СЗТУ 16.03.07