17.02.17

О приоритете получения в электронном виде государственных услуг, предоставляемых ФТС России и таможенными органами

В декабре 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а в июне 2014 года утвержден план реализации этой концепции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236 (далее – Постановление) были утверждены требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Данные требования определяют порядок предоставления услуг в электронной форме федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно данному Постановлению при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», региональных и муниципальных порталов государственных услуг, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (официальные сайты) заявителю должны обеспечиваться:

получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;

запись на приём в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (многофункциональный центр) для подачи заявления о предоставлении услуги;

формирование запроса о предоставлении услуги;

приём и регистрация органом (организацией), предоставляющим услугу, запроса и других документов, необходимых для предоставления услуги;

возможность оплаты государственной пошлины или другой платы, взимаемой за предоставление услуги;

получение результата предоставления услуги;

получение сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении услуги;

оценка качества предоставления услуги;

досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.

При подаче заявления орган, предоставляющий услугу, должен обеспечить прием документов, необходимых для предоставления услуги без необходимости повторного представления заявителем таких документов на бумажном носителе.

Требованиями предусматривается, что результат услуги предоставляется заявителю (по его выбору и независимо от способа обращения за услугой) в форме:

электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

документа на бумажном носителе, подтверждающего содержание электронного документа, направленного органом (организацией), в многофункциональном центре;

информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По завершению оказания услуги заявителю должно быть направлено уведомление по электронной почте или в единый личный кабинет на едином портале.

При предоставлении услуги в электронной форме заявитель должен получать уведомление о ходе процесса оказания услуги – о записи на прием, о приеме и регистрации документов, о поступлении платежа (если услуга платная) и о результатах рассмотрения заявления.

Сущность данной административной реформы, в первую очередь, заключается в повышении качества и уровня жизни получателей государственных услуг.

В настоящее время правовыми подразделениями таможенных органов на основании статей 10 и 11 Таможенного кодекса Таможенного союза и статей 51 и 52 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденным приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128 (далее – Административный регламент), предоставляется государственная услуга по информированию и консультированию.

Получателями государственной услуги являются как участники внешнеэкономической деятельности, так и физические лица. Результатом предоставления государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является получение лицами точной информации о применении правовых актов в области таможенного дела по конкретным таможенным правоотношениям.

В настоящее время на основании пункта 88 Административного регламента ответ на письменное обращение по желанию лица, указанному в письменном запросе, направляется почтой заказным письмом с уведомлением либо вручается непосредственно лицу (его представителю). Таким образом, получение результата государственной услуги по консультированию в электронном виде Административным регламентом не предусмотрено.

В то же время преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде заключаются в:

а) доступности в получении информации, связанной с получением услуг;

б) упрощении процедур получения государственной и муниципальной услуги;

в) сокращении временных затрат, связанных с получением услуг;

г) информированности гражданина на каждом этапе работы по его заявлению;

д) возможности подачи заявления о предоставлении государственных и муниципальных услуг с домашнего или рабочего компьютера;

е) ликвидации бюрократических проволочек вследствие внедрения системы электронного документооборота;

ж) снижении коррупционных рисков, возникающих при личном общении.

Административными регламентами ФТС России предусмотрено предоставление государственных услуг в электронном виде посредством размещенной на интернет-сайте www.gosuslugi.ru федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ).

Для получения государственной услуги, предоставляемой ФТС России посредством ЕПГУ, необходимо пройти по ссылкам: «Каталог услуг» → «Органы власти» → «Федеральные министерства, подведомственные им агентства, службы, надзоры» → «Министерство финансов Российской Федерации» →«Федеральная таможенная служба» → пункт списка государственных услуг.

В части получения государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС направление заявления на получение госуслуги посредством ЕПГУ имеет ряд преимуществ:

- сокращает временные затраты на доставку заявления до таможенного органа;

- сокращает сроки регистрации заявления в таможенном органе;

- позволяет заявителю в «Личном кабинете» отслеживать этапы работы по оказанию государственной услуги.

Предварительное решение, принятое таможенным органом, направляется в «Личный кабинет» заявителя на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в автоматическом режиме непосредственно после его регистрации, что сокращает сроки получения предварительного решения.

Участникам ВЭД следует обратить внимание на то, что, согласно п.п. 23.3 - 23.7 Административного регламента ФТС России по предоставлению государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, заявление о принятии предварительного решения в электронном виде и документы, представляемые с заявлением, должны быть заверены электронной цифровой подписью заявителя. Данное требование позволяет исключить случаи представления в таможенный орган заявления о принятии предварительного решения и приложений к нему, не соответствующих требованиям п.п. 23.3-23.4 Административного регламента (не заверенных подписью заявителя), что часто встречается на практике при направлении заявления на бумажном носителе.

С февраля 2015 года вступили в силу изменения в приказ ФТС России от 08.11.2011 № 2263 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям» (приказ ФТС России от 26.09.2014 № 1889).

Подать заявление в электронном виде, а именно направить заявление о предоставлении государственной услуги и необходимые документы на предоставление государственной услуги через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" без заверения электронной цифровой подписью.

Сократился срок рассмотрения заявления и документов, представленных в электронном виде на:

- допуск к аттестации и проставление отметки о повышении квалификации - 5 рабочих дней со дня регистрации заявления на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)»;

- замену и дубликат квалификационного аттестата – 3 рабочих дня со дня регистрации заявления на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)»;

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также приказами ФТС России, на таможенные органы возложены государственные услуги по ведению реестров владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли и по включению юридических лиц в данные реестры.

В соответствии с Административными регламентами, названные государственные услуги предоставляют таможни по заявлениям юридических лиц. При этом на ЦТУ возложено осуществление контроля за соблюдением и предоставлением государственной услуги и рассмотрение связанных с этим жалоб. За 2016 год должностными лицами подчиненных таможен государственные услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения оказаны 51 раз, по ведению реестра владельцев таможенных складов – 16 раз, по ведению реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли – 2 раза.

Государственная услуга включения в Реестр владельцев складов временного хранения может предоставляться в электронном виде с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)». (www.gosuslugi.ru).

Вместе с тем, за 2016 год с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг» в таможни региона не подано ни одного заявления о предоставлении государственных услуг по включению юридических лиц в реестры владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, а также заявления о внесении изменений в реестры владельцев таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли.

Можно предположить, что низкая активность юридических лиц в использовании возможности получения указанных государственных услуг в электронном виде связана с большими трудозатратами на формализацию документов или перевод их в электронный вид при помощи сканирования с необходимостью получения электронной подписи для работы на Едином портале.

Тем не менее, представление заявлений о предоставлении государственных услуг по включению юридических лиц в реестры владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли несет много положительных моментов, а именно уменьшением количества документов в бумажном виде, отсутствие необходимости предоставления нотариально заверенных копий отдельных документов, скорость и удобство получения ответа о принятом решении таможенного органа.

Пресс-служба ЦТУ