11.07.07

О порядке подтверждения таможенными органами факта вывоза товаров с таможенной территории РФ

13 марта 2007 года вступил в силу приказ ФТС России от 8 декабря 2006 г. № 1327 (зарегистрирован Минюстом России 5 февраля 2007 г., рег. № 8903) утвердивший Порядок действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) (далее – Порядок). Порядок имеет некоторые отличия от ранее действовавшего (Инструкция о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (далее – Инструкция), утвержденной приказом ГТК России от 21 июля 2003 № 806), которые заключаются в следующем:

1. В соответствии с Порядком, для подтверждения факта вывоза товаров налогоплательщик должен обратиться в таможню, в регионе деятельности которой располагается пункт пропуска через который и осуществлялся вывоз товаров. Расширяя возможности налогоплательщика к реализации своих прав, ФТС России предусмотрел, что начальники таможен могут делегировать права по подтверждению факта вывоза товаров таможенным постам, в регионе деятельности которых осуществляется вывоз товаров. При этом ФТС России осуществляет сбор такой информации о делегировании полномочий.

На основании полученной от подчиненных таможенных органов информации, ФТС России формирует перечень таможенных постов и структурных подразделений таможен, осуществляющих подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров (далее – Перечень). Этот Перечень размещается на web-сайте ФТС России. Таким образом, налогоплательщик имеет возможность, ознакомившись с опубликованным перечнем, адресно обратиться в структурное подразделение таможенных органов, которое обладает полномочиями подтверждать факт вывоза товаров. По состоянию на 01 июня 2007 года Перечень доведен письмом ФТС России от 09.06.2007 № 04-22/21774 .

Следует отметить, что этот порядок ни в коей мере не сужает «список точек, где можно подтвердить вывоз товаров». Например, в сформированном ФТС России Перечне отсутствуют таможенные посты, подчиненные Центральной энергетической таможне. В данном случае, налогоплательщику следует обращаться за подтверждением вывоза энергоносителей непосредственной в Центральную энергетическую таможню (этот порядок остался без изменений).

Отсутствие в Перечне таможенных постов, подчиненных Центральной акцизной таможне связано с тем, что в структуре ЦАТ отсутствуют таможенные органы, осуществляющие свою деятельность в пограничных пунктах пропуска. Таким образом, в случае вывоза товаров, оформленных на вывоз на внутренних таможенных постах ЦАТ, налогоплательщик, зная, через какой пограничный пункт пропуска этот товар был вывезен, имеет возможность направить запрос или непосредственно на таможенный пост, в регионе деятельности которого находится этот пункт пропуска (если он поименован в Перечне), или в ту таможню, в регионе деятельности которой располагается пункт пропуска.

Такой порядок значительно снижает временные затраты налогоплательщика на получение подтверждения факта вывоза товаров от таможенных органов.

Следует отметить, что в соответствии с ранее действовавшим приказом ГТК России от 21 июля 2003 № 806 такой Перечень не формировался и не публиковался. Имели место случаи, когда налогоплательщик направлял запрос о подтверждении вывоза товаров в адрес не уполномоченного таможенного органа (например на пограничный таможенный пост через который товар вывозился, а не в таможню). Процесс получения подтверждения вывоза товаров затягивался, что приводило к нареканиям со стороны налогоплательщиков.

2. Изменился порядок подтверждения вывоза товаров, вывозимых из Российской Федерации через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь, на общей границе с которой отменен таможенный контроль.

В соответствии с действующей до вступления в силу приказа ФТС России от 8 декабря 2006 г. № 1327 Инструкцией, при подготовке необходимых для предъявления в налоговые органы документов, налогоплательщику необходимо было:

- получить от контрагента подтверждение о получении товара (либо от перевозчика о том, что товар проследовал через внешний участок границы Республики Беларусь);
- обратиться во внутренний таможенный орган Российской Федерации, осуществивший выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом, предусматривающий их вывоз. При этом в таможенный орган необходимо было представить экземпляр ГТД (либо её копию), а также транспортные документы с отметками белорусских пограничных таможенных органов;
- получить во внутреннем таможенном органе Российской Федерации отметку на ГТД: «По информации белорусских таможенных органов товар вывезен». При этом, если налогоплательщик направлял свой запрос раньше получения российским таможенным органом информации от белорусской стороны, такая отметка не могла быть проставлена и соответственно налогоплательщик не имел возможности подать документы в налоговую службу в срок, установленный законодательством;
- представить в территориальный налоговый орган пакет документов с целью обоснования предоставления «нулевой ставки» по НДС.

С вступлением в силу приказа ФТС России от 8 декабря 2006 г. № 1327 таможенные органы Российской Федерации не осуществляют подтверждение налогоплательщику факта вывоза товаров.

Теперь налогоплательщик имеет возможность сразу обратиться в территориальный налоговый орган. При этом необходимо приложить пакет документов, перечень которых приведен в статье 165 Налогового кодекса (в этот пакет входит экземпляр ГТД с отметками российских таможенных органов, свидетельствующих о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом «Выпуск разрешен»). Получив предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса документы, налоговый орган осуществляет правомерность претензий налогоплательщика на применение «нулевой ставки».

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы от 14 июля 2005 года (Соглашение) ФТС России направляет в ФНС России на плановой основе сведения из базы данных грузовых таможенных декларации в электронном виде. Таким образом, территориальный налоговый орган имеет возможность сравнить сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, со сведениями из базы данных ГТД. Кроме того, в соответствии со статьей 8 Соглашения налоговый орган имеет возможность направить запрос во внутренний таможенный орган Российской Федерации, осуществивший выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом, предусматривающий их вывоз.

В настоящее время действует порядок, при котором белорусские таможенные органы информируют российские таможенные органы о факте вывоза товаров через внешний участок границы. С использованием этой информации формируется ответ на запрос налоговых органов.

По мнению ФТС России такой порядок действий значительно облегчает сбор необходимых налогоплательщику документов, снижает коррупционную составляющую, связанную с проставлением тех или иных дополнительных отметок на ГТД в случае подтверждения количества вывезенных товаров.

Пресс-служба ФТС РФ; 10.07.07