11.05.07

Новый Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в действии

В Федеральной таможенной службе (ФТС России) подведены итоги работы с обращениями граждан за I квартал 2007 года. Вступившие в силу Федеральный закон и изданные в его развитие приказы Службы позволили четко сосредоточить работу на обращениях граждан, отделив от них иные потоки информации, в частности – вопросы участников ВЭД, относящиеся к таможенному контролю, таможенным процедурам, таможенным платежам, и обжалование решений в рамках процесса производства по делам об административных правонарушениях.

Как известно, работа с обращениями граждан осуществляется на всех уровнях Федеральной таможенной службы: в центральном аппарате ФТС России и в таможенных органах (региональные таможенные управления и таможни центрального подчинения). При этом учитывается, что граждане используют три способа обращения: письменное обращение, телефонная консультация, а также личная встреча с руководством таможенного органа. Для каждой из этих форм продуман порядок работы с обращениями и ведется отдельный учет.

Особенностью I квартала стало то, что в этот период таможенные органы стали единообразно применять Федеральный закон № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", вступивший в силу 2 ноября 2006 года. До этого действовал общий порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР № 2534-VII от 12 апреля 1968 года. В феврале-марте 2007 года после регистрации Минюстом России вступили в силу инструкции, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан в ФТС России (приказ ФТС России от 25.12.2006 № 1371) и таможенных органах РФ (приказ ФТС России от 25.12.2006 № 1370).

Федеральный закон и данные инструкции определили порядок регистрации и рассмотрения обращений граждан, контроля их исполнения, организации приема граждан. Принципиальным является то, что впервые четко отделены от обращений граждан, рассматриваемых в соответствии с данным законом, иные обращения, для которых установлен специальный порядок рассмотрения. Специальный порядок устанавливается гражданским судопроизводством, законодательством об административных правонарушениях, трудовым законодательством РФ, а также таможенным законодательством по вопросам, относящимся к таможенному контролю, таможенным процедурам и таможенным платежам.

Соответственно, теперь вопросы, для которых предусмотрен специальный порядок рассмотрения, не будут включаться в категорию «обращения граждан». Как предполагают специалисты, итоги за II квартал 2007 года при уменьшении количества обращений дадут возможность в чистом виде судить о количестве обращений граждан в центральный аппарат и таможенные органы.

В I квартале 2007 года в центральный аппарат ФТС России поступило 338 письменных обращений граждан, из которых 314 писем поступило от граждан России и 24 – от иностранных граждан. Среди тем, по которым обращались граждане, стоит отметить вопросы разъяснения таможенных правил, вопросы трудоустройства, жалобы на действия и бездействие должностных лиц таможенных органов, правомерность начисления таможенных платежей на товары и автомобили, обжалование постановлений об административных правонарушениях, пересмотр выслуги лет должностных лиц таможенных органов, начисление и перерасчет пенсий.

По результатам исполнения письменных обращений (с учетом поступивших в конце 2006 года) принято 13 положительных решений, в 59 случаях отказано, 209 заявителям даны разъяснения, 56 обращений направлено в региональные таможенные управления и сторонние организации и принято 3 информационных письма, не требующих ответа.

В ходе личного приема обратились 224 человека, из них, физических лиц - 217 (граждан России - 175, иностранных граждан - 42) и 7 представителей организаций. Пять личных приемов провел заместитель руководителя ФТС России В.М.Малинин. Два личных приема провели представители структурных подразделений ФТС России. Основные вопросы, рассмотренные в ходе личного приема, - улучшение жилищных условий и вопросы, касающиеся таможенного законодательства.

В телефонную справочную Приемной ФТС России поступило 2234 обращений по различным вопросам таможенного законодательства.

В I квартале 2007 года в таможенные органы Российской Федерации поступило 19145 письменных обращений граждан (16261 - от граждан России и 2884 - от иностранных граждан). Наибольшее количество заявлений приходилось на регионы деятельности Сибирского - 5852, Центрального - 4491, Приволжского - 2986 таможенных управлений.

По результатам рассмотрения обращений принято 15244 положительных решений, в 235 случаях отказано, даны разъяснения 971 заявителю, 63 письменных обращений переслано по принадлежности в таможни и другие организации, 1697 писем не требовали письменного ответа. Для решения 26 обращений, региональными таможенными органами осуществлялись выезды непосредственно на места.

На личный прием в таможенные органы обратились 4995 граждан (российских - 4540, иностранных - 455), 95 из них повторно. В процессе приема было принято 1079 письменных заявлений, 3903 гражданам разъяснено текущее таможенное законодательство, 13 человек направлено в другие организации. Основные вопросы, затронутые гражданами на личном приеме и в письменных обращениях граждан в таможенные органы, касались вывоза иностранной валюты, предоставления льгот на таможенное оформление ввозимого автотранспорта отдельными категориями граждан, кадровых вопросов, возврата таможенных платежей, жалоб на действия должностных лиц таможенных органов и разъяснений положений Таможенного кодекса Российской Федерации.

Справка

За общение ФТС России с гражданами в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений отвечает Приемная ФТС России, где обращения граждан обязательно регистрируются в течение трех дней. Письма с вопросами, не входящими в компетенцию ФТС России, также подлежат регистрации и направлению в течение семи дней по компетенции с обязательным письменным уведомлением автора обращения, если указан обратный адрес. ФТС России вправе прекратить переписку с гражданином, если ранее ему неоднократно давались письменные ответы по существу поставленных вопросов, но также письменно уведомив об этом гражданина.

Обращения, содержащие сведения о таможенных правонарушениях, преступлениях, а также о лицах, участвующих в них, незамедлительно докладываются руководству ФТС России.

Личный прием граждан проходит в Приемной ФТС России в соответствии с ежеквартально утверждаемым руководителем ФТС России графиком. При личном приеме граждане предъявляют документ, удостоверяющий личность.

Адрес Приемной ФТС России:
121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5
Режим работы: пн-чт 9-30 – 17.30
пт 9-30 – 16.30
Информационно-справочный телефон: 449-77-71
Телефон по вопросам приема граждан: 449-76-75
Факс: (495) 913-93-90, 449-73-00
Телефон доверия ФТС России: 449-79-97

Пресс-служба ФТС РФ