10.03.06

Не выявлено ни одной попытки перемещения радиоактивных металлов с территории Украины

При проведении радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, таможенными органами России за последние 5 лет не было выявлено ни одной попытки перемещения с территории Украины товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений, изготовленных из черных и цветных металлов , - таков официальный ответ Федеральной таможенной службы на запрос информации о якобы имеющих место фактах импорта в Росию из Украины радиоактивного металла.

В то же время, - отмечают специалисты ФТС, - попытки перемещения через границу других товаров с повышенным уровнем излучений выявляются постоянно. Так, за последние 5 лет таможенными органами РФ было пресечено несколько сот попыток незаконного перемещения с территории Украины через таможенную границу РФ различных товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений (кроме товаров, изготовленных из черных и цветных металлов). В основном это стройматериалы, минеральное сырьё, руды и концентраты, а также потребительские товары. Таможенное оформление указанных товаров и транспортных средств проводится таможенными органами на основании разрешительных документов органов исполнительной власти, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор в РФ. Товары и транспортные средства, не отвечающие требованиям федеральных норм и правил, были возвращены на территорию Украины таможенной службе на основании Протокола между таможенными службами государств-участников СНГ о взаимодействии по организации таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами от 21 мая 1998 г. для принятия мер к участнику внешнеэкономической деятельности в соответствии с национальным законодательством .

Начальник пресс-службы ФТС России И. Скибинская также подробно рассказала МС&C о том, как именно осуществляется радиационный контроль на границе. А в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 14) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, в том числе изготовленные из черных и цветных металлов, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Так вот: в рамках таможенного контроля проводится радиационный контроль, который осуществляется с применением как стационарных, так и переносных технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. Учитывая важность решения задачи пресечения незаконного перемещения через таможенную границу радиоактивных материалов, товаров и транспортных средств с повышенным (относительно естественного радиационного фона) уровнем ионизирующих излучений, в таможенной службе РФ функционирует специализированное структурное подразделение Служба таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (далее ТКДРМ). Разработаны программы и ведётся плановое обучение должностных лиц таможенных органов по вопросам ТКДРМ и обеспечению радиационной безопасности.

С 1997 г. начато оснащение таможенных органов комплексами стационарных и переносных средств ТКДРМ, адаптированных к технологиям таможенного контроля. Данные средства в техническом отношении соответствуют как российским ГОСТам, так и рекомендациям МАГАТЭ. В настоящее время оснащенность техническими средствами ТКДРМ пунктов пропуска РФ, расположенных вдоль государственной границы с Украиной, составляет по стационарным комплексам около 70% от потребностей, переносными около 55%. Если пункт пропуска не оснащен стационарными таможенными системами обнаружения ДРМ, то таможенное наблюдение (первичный радиационный контроль), в том числе железнодорожных вагонов и грузовых автомобилей, проводится с использованием переносных (ручных) поисковых приборов.

При каждом срабатывании стационарных таможенных систем обнаружения ДРМ на превышение уровня естественного радиационного фона при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств должностные лица таможенных органов проводят повторные измерения с использованием переносных поисковых приборов, а также проверку товаросопроводительных документов, в том числе разрешительных документов, при необходимости проводится поиск, локализация, предварительная идентификация источника ионизирующих излучений и экспертиза. Именно так произошло несколько недель назад, когда при прохождении пассажирского поезда Москва-Севастополь через зону радиационного контроля сработала стационарная таможенная система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов Янтарь-2Ж . Характерно, что система сработала на полном ходу поезда, идентифицировав вагон, в котором находился источник излучения. В одном из купе были обнаружены два датчика радиоизотопного сигнализатора обледенения, устанавливаемых на самолетах и вертолетах. Величина уровня ионизирующего излучения на поверхности коробки превышала уровень естественного (природного) радиационного фона более чем в 280 раз. Вывоз из РФ таких источников осуществляется только при наличии лицензии на вывоз радиоизотопной продукции. В данном случае такой лицензии не было, против пассажира возбуждено уголовное дело по статье контрабанда .

Таким образом, становится понятным, что экспорт на территорию России свыше 2 млн. т украинского радиоактивного металла ну никак не остался бы незамеченным таможенными службы России и Украины. Становится также очевидным тенденциозный отбор фактов экологами : в своей кампании по очернительству металлопроизводителей и металлотрейдеров они приводили статистику по оборудованию российско-украинской границы средствами радиационного контроля и заявляли, что граница прозрачна , средств контроля недостаточно . Умалчивая о том, что в случае, если пункт пропуска не оснащен стационарными таможенными системами обнаружения радиоактивных материалов, то таможенное наблюдение проводится с использованием переносных поисковых приборов. Это классический пример, когда тенденциозный отбор фактов граничит с их искажением и полной подменой смысла.

ИСС "Металлоснажение и сбыт" 10.03.06