28.11.11

Начальник Сыктывкарской таможни Александр Корнилов: «Мы преобразовываемся, но это не означает ликвидацию таможни»

Таможенные подразделения по всей России активно внедряют и развивают новые информационные технологии. К началу 2014 года все таможенные посты в стране должны перейти на систему электронного декларирования товаров. О том, насколько к такому переходу готова Сыктывкарская таможня, и не повлечет ли автоматизация процесса оформления тотальное сокращение сотрудников таможенного органа, в интервью МС рассказал начальник таможни Александр Корнилов.

- Как сейчас обстоит дело с электронным декларированием в Сыктывкарской таможне?

- Систему электронного декларирования мы начали внедрять в соответствии с концепцией таможенного оформления и контроля с 2007 года. Первоначально система называлась «ЭД-1», и участники внешнеэкономической деятельности шли по такой схеме: отдельный оптоволоконный кабель, специальные серверы и защита, что, с точки зрения финансов, было не совсем выгодно. Отсюда первоначальные результаты были невысокие – система работала примерно на 16%. С конца 2009 года мы перешли на форму электронного декларирования «ЭД-2» через интернет, и все стало заметно проще. Участнику электронного декларирования требуются абонентский пункт, электронная цифровая подпись, соответствующее программное обеспечение. На сегодня мы перешли на систему электронного декларирования товаров на 87%, а по ряду таможенных постов – даже выше.

- Что это означает для участников внешнеэкономической деятельности?

- Оформление производится в безбумажной форме. Не нужно предоставлять огромное количество документов. Процедура упрощается даже с точки зрения сроков выпуска. В соответствии со старым Таможенным кодексом сроки оформления у нас доходили до 10 суток, а на сегодня стандартная электронная декларация выпускается в течение трех - четырех часов, документы обрабатываются в автоматическом режиме. С учетом имеющегося программного обеспечения это не представляет трудности ни для участника внешнеэкономической деятельности, ни для нашего сотрудника.

- Есть те, кто еще не смог отказаться от бумажного декларирования?

- На электронное декларирование перешли практически все. Исключение составляют случаи технических сбоев в работе сети или серверов, причем даже не у нас, а на уровне Северо-Западного федерального округа. В такой ситуации, когда товары нужно оформить срочно, мы принимаем декларации в бумажном виде. Но эти случаи единичны.

- Снизит ли электронное декларирование риск коррупционных проявлений в деятельности таможни?

- Как, наверное, в любом ведомстве. Когда отсутствует непосредственный контакт между участником внешнеэкономической деятельности и должностным лицом, риск коррупционных проявлений, конечно, уменьшается. Сейчас должностное лицо до последнего момента не знает, какого участника будет оформлять. Также и сам участник не знает, к кому попадет его таможенная декларация. Распределение происходит автоматически.

- Какие еще преимущества есть у электронного декларирования?

- Это экономит время и ресурсы участников внешнеэкономической деятельности, в том числе в плане транспортных расходов, оплаты командировок. Бывает, что требуются дополнительные документы. Раньше приходилось приезжать несколько раз, чтобы привезти эти документы, дать пояснения. Сейчас дополнительная документация может быть также представлена в электронном виде. Это актуально и для труднодоступных районов республики.

- Насколько известно, в рамках реализации концепции таможенного оформления и контроля также будет осуществляться ряд мероприятий по поэтапному выводу из территорий отдельных таможенных операций и таможенного контроля. Чем это обернется для республики?

- В целом мы вписывается в эту концепцию. Ведь в первую очередь такой перенос связан с желанием разгрузить в транспортном плане крупные субъекты России. Для этого в местах, приближенных к государственной границе, или на самой границе создаются таможенно-логистические терминалы. У Сыктывкарской таможни ситуация немного другая. Мы на 90% осуществляем таможенное оформление товаров, которые перемещаются железнодорожным транспортом. Существует перечень товаров, которые нужно и целесообразно оформлять на внутренних таможнях, таких, как Сыктывкарская. Это те товары, которые необходимы непосредственно для функционирования «Монди СЛПК», «Воркутаугля», предприятий газовой и нефтяной промышленности, расположенных в Ухте и Усинске, Жешартского фанерного комбината. Если бы такие товары, которые нужны получателю сегодня, оформлялись на границе, хранились на складах длительное время, то участникам внешнеэкономической деятельности это было бы просто невыгодно.

- Ожидаются ли сокращение количества таможенных постов, численности сотрудников Сыктывкарской таможни или ее ликвидация в связи с полным переходом на электронное декларирование?

- Есть постановление правительства России, которое предусматривает сокращение государственных служащих и касается всех федеральных структур, не только таможенных органов. За 2011 - 2013 годы у нас должно пройти сокращение на 20%. Мы в какой-то форме преобразовываемся, но это не означает ликвидацию таможни или таможенных постов в Коми. Мы считаем, что существующая система таможенных постов в республике на сегодня оптимальна. В прошлом году мы провели оптимизацию и сократили 50 единиц, в основном в аппарате управления, а в этом году – еще 25, но это не относится к тем сотрудникам, которые занимаются таможенным оформлением. Штатные преобразования больше всего коснутся аппарата управления и различных вспомогательных подразделений. В меньшей степени это скажется на подразделениях, занимающихся таможенным оформлением, чтобы у участников внешнеэкономической деятельности не возникало проблем.

- Каков прогноз дальнейшего развития Сыктывкарской таможни в плане новых информационных технологий?

- Есть такое понятие: «система удаленного выпуска». Сегодня участник внешнеэкономической деятельности может подать декларацию в любом таможенном органе. К примеру, его товар хранится где-то на границе в Санкт-Петербурге, на Балтийской таможне, а декларация на товары подается и выпускается здесь. Или наоборот. Это процесс, связанный с документальным контролем и фактическим выпуском товара. Планируется развивать такого рода информационное взаимодействие между таможнями разных регионов.

Бизнес-новости Республики Коми