30.01.08

Начальник Иркутской таможни С.Поляков: "Одна из главных задач таможни - не быть тормозом в развитии экономики"

Пополнение доходной части федерального бюджета остается одним из важнейших направлений работы таможенных органов. Таможенные платежи обеспечивают 46-47% доходной части федерального бюджета. Сергей Михайлович, с какими показателями завершила 2007 год Иркутская таможня?

Иркутская таможня по перечисленным таможенным платежам в федеральный бюджет занимает первое место среди таможен Сибирского таможенного управления (СТУ). За 2007 год перечислено в бюджет свыше 56,6 млрд рублей, что составило 114% от задания.

Расскажите об особенностях внешнеторговых операций, которые проходят по линии Иркутской таможни. Каких товаров больше ввозится, и наоборот, идет на экспорт из нашего региона?

В состав Иркутской таможни входит восемь постов: Ангарский, Нижнеудинский, Саянский, Усольский, Шелеховский, Байкальский, Иркутский, и аэропорт "Иркутск". По сравнению с 2006 годом количество участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) увеличилось на 13%. Внешнеторговые связи были установлены с 61 страной дальнего зарубежья и 11 странами ближнего.

В прошлом году таможенные платежи серьезно выросли от импорта - более чем на 1 млрд рублей. Это выше в три раза, чем в 2006 году. Причем по этому показателю хорошая динамика сохранялась в течение всего года. Импорт разноплановый - продукты питания, ширпотреб, оргтехника. В регион ввозится много дорогостоящего оборудования - лесоперерабатывающего, для алюминиевой промышленности, производства пива. Вырос объем импорта для Ангарского электролизного химического комбината.

Основную долю экспорта в различные страны мира составляют нефтепродукты Ангарского нефтехимического предприятия. Из всех платежей на нефть приходится 85%. По Сибирскому региональному таможенному управлению Иркутская таможня осталась единственной, кто занимается оформлением нефтепродуктов, в других таможнях СФО этот вид продукции отошел к Энергетической таможне.

Еще один солидный участник внешнеэкономической деятельности - это корпорация "Иркут", которая поставляет продукцию авиастроения.

В 2007 году были введены экспортные пошлины на вывоз круглого леса. Как это повлияло на объемы поставок?

В целом объемы экспорта по лесной продукции увеличились. В прошлом году через Иркутскую таможню было оформлено 4,5 млн кубометров круглого леса - на 10% больше, чем в 2006 году.

Несмотря на то, что государство ввело определенные экономические барьеры в виде увеличения таможенных пошлин, поставки круглого леса в прошлом году возросли на 10%. Я могу откровенно говорить, что барьер по вывозу круглого леса в плане ограничения на сегодня не сработал.

Надо отметить, что правительство заботится о своих налогоплательщиках, и вводит поэтапное повышение пошлины на вывоз круглого леса. С 1 апреля 2008 года оно составит 25% от таможенной стоимости. Падения экспортного леса мы пока не ожидаем. На нашем сибирском русском лесе работает очень много предприятий по всей Азии, в том числе Китай. Ценнейший продукт покупают в Европе, Японии. Только в Китай через Иркутскую таможню отправляется 90% всех экспортируемых товаров - это, прежде всего, лес и алюминий. В Китае введены крупные лесоперерабатывающие мощности, которым необходимо сырье. Поэтому китайцы как ввозили круглый лес, так и будут его ввозить даже после следующего этапа повышения таможенных пошлин. Уже сейчас экспортеры круглого леса заложили увеличение пошлины в свои контракты, поэтому китайцы покупают лес дороже на сумму введенных пошлин. Если они будут готовы покупать лес с апреля при повышении пошлин, то поднимутся контрактные цены. Да и в целом возрастут мировые цены на круглый лес, который в Сибири очень качественный и пользуется спросом.

Ожидается, что с 2009 года на лес будут введены максимальные пошлины - 80% от таможенной стоимости, поэтому запасаются им впрок.

Подчеркну, что еще более высоки мировые цены на пиломатериалы. И география стран, которые покупают пиломатериалы в Иркутской области, расширяется. Сейчас это уже более 30 стран. В 2007 году экспорт пиломатериалов возрос на 30% по сравнению с 2006 годом.

В стране отменены пошлины на импортное оборудование, создан максимально льготный режим для лесоперерабатывающих предприятий. Объемы ввоза оборудования у действующих предприятий ЛПК растут. Китайцы сейчас закупают круглый лес в огромных количествах про запас, и через год таких объемов продаж уже не будет. И наши лесоэкспортеры понимают, что если они не наладят переработку, то останутся ни с чем.

В настоящее время в регионе реализуются большие инвестиционные программы по строительству мощностей по переработке древесины. В области планируется построить сразу несколько крупных предприятий, для них уже начали завозить оборудование из Китая, Финляндии, Канады. Чтобы за наше высококачественное сырье получить максимальные цены на мировом рынке, надо распилить лес на качественном оборудовании. Если делать это на пилорамах, которым по 30 лет, то цена на плохо распиленное дерево не очень сильно будет отличаться от цены на круглый лес. Еще одна серьезная тема в сфере ЛПК - колоссальные объемы отходов лесопиления. Поэтому предприятия области параллельно ввозят и оборудование по переработки опилок, щепы.

В связи с увеличением объемов экспорта в лесной отрасли, как обстоят дела с количеством правонарушений в этой сфере?

Всего в 2007 году по делам об административных правонарушениях было наложено штрафных санкций на сумму более 16,3 млн рублей. Из них наибольшее количество по делам, связанным с экспортом леса - свыше 9,4 млн рублей. Лес является самой криминогенной сферой деятельности. Большинство участников ВЭД, экспортирующих лес, существуют на китайский капитал, что влечет занижение стоимости при таможенном оформлении, и, следовательно, уход от таможенных платежей. Здесь у таможенников масса вопросов по достоверности, точному определению объемов и качеству вывозимого леса. Мы располагаем прекрасным сырьем, который надо достойно продавать и не губить его здесь на корню. Порядок в лесной отрасли можно и нужно навести, чтобы польза для экономики области была более ощутимой. Причем надо всегда помнить, что лес - это восстанавливаемый ресурс. Вырубил - посади, чтобы потомкам не оставить голые поля с пеньками и степью.

Насколько сегодня актуальна тема электронного учета древесины, которая должна была, в том числе, улучшить криминогенную ситуацию в лесной отрасли? Этот эксперимент, проводимый Иркутской таможней, был признан удачным?

Электронное декларирование, а также электронный учет древесины, дают возможность сократить время оформления. У нас сегодня есть динамика электронного поштучного учета лесоматериалов. Но если с 2009 года резко сократится экспорт круглого леса, то это будет не актуально. В эксперименте мы показали, что в российской экономике, в принципе, можно применять такой электронный контроль.

Биркование леса, когда на каждое дерево прикрепляется бирка с информацией, происходит во всех странах, где экспортируют серьезные объемы круглого леса. Контроль начинается с лесной деляны, затем идет учет с лесопиления, вывоза, складирования. При этом нужны специалисты, необходима координация всех составляющих. Сейчас предприниматели Иркутской области закупают бирки в Австрии. Одна бирка стоит около пяти рублей. Но если их завозится 100 штук, то их цена уникальна, если тысяча штук - цена упадет на порядок. Да, это дорого, на одних бирках можно разориться, но если все экономически грамотно делать, то все получится. Учет еще никогда убыточным не был. И если не контролировать на всех этапах, то мы никогда не уйдем от дикого рынка, который у нас существовал и в какой-то мере существует сейчас в части бесконтрольных лесозаготовок. Администрация Иркутской области активно взялась за наведение порядка в лесной отрасли.

Сергей Михайлович, а если отвлечься от темы леса… В связи с предстоящей Олимпиадой в Пекине работы Иркутским таможенникам прибавится?

Международный аэропорт "Иркутск" не приспособлен для оформления международных рейсов. Фактически прием всех рейсов, как внутренних, так и внешних, происходит в одном здании, в одних и тех же залах. В предыдущий летний сезон, когда был большой поток пассажиров, таможенники справлялись. Однако в перспективах на тех площадях, на которых сейчас работают таможенники, нельзя увеличить количество ни пассажирских, ни грузовых рейсов. Оформление документов и так идет очень долго. Предстоящим летом во время Олимпиады в Пекине мы считаем, что количество рейсов увеличится незначительно, поскольку авиакомпании сразу задают вопрос - каким образом и где у вас можно принять дополнительных транзитных пассажиров?

Реально нам нельзя увеличить грузовой и пассажирский поток более чем на 10%. Если два-три борта будут одновременно садиться в Иркутске, то пассажирам придется сидеть в самолете, ожидая своей очереди. Авиакомпании, понимая это, просто не пойдут на такое. Крупные бизнесмены не посчитали нужным вложить средства в постройку международного аэропорта в Иркутске, а могли бы на этом заработать. У наших соседей в Новосибирске, Красноярске, Барнауле уже построены специальные международные терминалы.

Сергей Михайлович, техническое оснащение таможни растет. Как это сказывается на времени оформления документов, качестве контроля?

Поэтапное техническое оснащение предусмотрено в концепции развития таможенных органов до 2010 года. Таможня должна отвечать всем требованиям международного уровня контроля. Отмечу, что по некоторым направлениям работы таможни количество компьютеров больше, чем сотрудников.

За два последних года мы серьезно перевооружались. Все программное обеспечение обновляется, активно внедряется электронное декларирование - оформление грузов без бумаг. Это вообще завтрашний день работы таможни. Мы не видим ни бумаг, ни участников ВЭД, работаем с документами в электронном виде. Однако если с налоговой службой вопрос по работе в электронном формате решен, то железная дорога еще не готова к переходу на электронное декларирование - требует накладные и бумажную декларацию. Хотелось бы, чтобы железнодорожники подтянулась к современным методам. А перспектива такова, что по центральному региону России 80-90% таможенных деклараций оформляется в электронном виде. У нас с электронными декларациями работают два таможенных поста - Иркутский и Шелеховский. В Шелехове Иркутский алюминиевый завод без бумаг оформляет свою продукцию. Иркутский таможенный пост в электронном виде работает с десятью различными организациями.

В таможне есть жесткие условия по срокам оформления документов. В настоящее время считается, что 99,9% деклараций должны быть оформлены за один день. Ставится задача сократить оформление до трех часов. А если сравнить, то в 1993 году этот срок составлял 10 дней. Таможня в глазах предпринимателя - это барьер, который нужно быстро и дешево пройти. Но если пошлину в любом случае надо платить, то во времени оформления можно выиграть. А время - это деньги. Именно поэтому в практику таможен в России все больше входит электронное декларирование. В электронном виде необходимо передать документы с предприятия в таможню, а при использовании интернет-технологий отпадает необходимость в организации канала передачи данных для включения участника ВЭД в единую информационную сеть ФТС России. Считается, что Северо-Запад, Центральный округ более готовы к такой работе. Однако необходимость в этом испытывают и в сибирских таможнях, так как расстояния у нас огромны, бывает, что предприятия находятся на значительном удалении от мест таможенного оформления - пакет документов перевезти достаточно проблематично. Мы в ближайшее время намерены расширять новый метод. Уверен, что предприниматели почувствует реальную выгоду во времени, в деньгах. Таким образом, и таможня в уже не будет восприниматься, как тормоз - "держать и не пущать". И дело здесь не в том, чтобы выглядеть на уровне, - речь идет об экономике, в первую очередь. Основная задача таможни - способствовать внешнеэкономической деятельности.

Вместе с тем, контрольных функций с нас никто не снимал. Ввозимый груз должен быть безопасным, пошлина - оплачена, льгота - обоснованной. Мы не должны выпустить товар, опасный для здоровья. Если приходит гуманитарная помощь, то она не может поступить в продажу, и таможенники должны это отследить. Планируется, что участники ВЭД при длительном периоде работы без замечаний со стороны таможни могут работать при минимуме контроля. К сожалению, я не встречал таких участников ВЭД, которые не ошибаются - вольно или невольно. Здесь святых нет. Я прекрасно понимаю, что руководители предприятий каждую минуту думают о том, как минимизировать свои расходы, впадают в соблазн, чтобы ввести в заблуждение таможню.

Однако тот, кто нормально работает с таможней, испытывает минимум проблем.

Сегодня специальность таможенника достаточно престижна. Иркутская таможня обеспечена кадрами?

Если 10-15 лет назад при упадке экономики участников ВЭД было немного, и специальность таможенника не была так востребована, то сейчас нам не хватает сотрудников. В Иркутской таможне при штатной численности 470 человек на сегодня есть 38 вакансий. Качественного специалиста трудно найти, требования предъявляются серьезные. В прошлом году в органах таможни были введены серьезные доплаты по результатам труда. Увеличение зарплаты произошло на 40%.

Специальности "таможенное дело" учат Иркутский железнодорожный университет Байкальский университет экономики и права. И мы ждем у себя молодого пополнения.

Какие задачи поставлены перед Иркутской таможней в этом году?

Основная наша задача - справится с показателями по формированию бюджета, не быть тормозом в развитии экономики области. Для себя лично ставлю такую задачу - Иркутская таможня должна стать единым сплоченным коллективом, чтобы эффективно решать сложные и разноплановые вопросы.

"Интерфакс" 30.01.08