01.06.16

Начальник Иркутской таможни на координационном совещании по обеспечению правопорядка при губернаторе Иркутской области и руководителей правоохранительных органов области озвучил проблемные вопросы при лесоэкспорте

В Иркутске состоялось совместное координационное совещание по обеспечению правопорядка в Иркутской области при губернаторе Иркутской области и координационное совещание руководителей правоохранительных органов области, на транспорте и таможенной сфере, на котором рассмотрена эффективность межведомственного взаимодействия при организации противодействия преступлениям в сфере лесопользования, сообщила Пресс-служба СТУ.

В работе координационного совещания приняли участие Губернатор Иркутской области С.Г. Левченко, Главный федеральный инспектор в Иркутской области П.А. Огородников, Уполномоченный по правам человека в Иркутской области В.А. Лукин, руководители Иркутской таможни, ГУ МВД России, следственного управления СК России по Иркутской области и других правоохранительных ведомств и органов региональной власти.

С докладами о мерах по обеспечению правопорядка в лесной отрасли выступили заместитель Председателя Правительства Иркутской области В.И. Кондрашов, заместитель прокурора Иркутской области А.А. Некрасов, руководитель управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области К.Б. Зайцев, начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ГУ МВД России по Иркутской области П.А. Герасимов, заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора А.Ю. Сивокин, руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области – главный государственный лесной инспектор Иркутской области С.В. Шеверда.

Также был заслушан доклад начальника Иркутской таможни, генерал-майора таможенной службы Юрия Русакова, который в своем выступлении отметил, что в 2015 году в Иркутской таможне было продекларировано 59% от объема всех лесоматериалов в Сибири, общий объем экспортируемых лесоматериалов составил 12,7 млн. м3. В текущем году наблюдается тенденция к росту (за 4 месяца вывезено 4,2 млн. м3, что на 3 % больше аналогичного периода прошлого года).

В общем объеме экспорта лесоматериалов в Иркутской области 69 % занимает экспорт лесоматериалов обработанных или пиломатериалов, в прошлом году их было вывезено 8,8 млн. м3. Необработанных лесоматериалов, или круглого леса, в 2015 году было вывезено 3,9 млн. м3, то есть менее трети от общего объема экспорта лесоматериалов (31 %).

Тенденция увеличения доли декларирования пиломатериалов и соответственно снижения экспорта необработанных лесоматериалов, наблюдается в регионе ответственности Иркутской таможни на протяжении ряда лет: в 2011 году доля пиломатериалов не превышала 53%, сейчас уже почти 70%. Данной ситуации способствовала, в том числе, планомерная работа, проводимая Иркутской таможней по усилению контроля в отношении экспорта круглых лесоматериалов, администрированию взимания таможенных платежей при экспорте круглого леса.

В 2015 году было возбуждено 802 дела об административных правонарушениях которые возбудались по фактам правонарушений, связаных с недекларированием и недостоверным декларированием экспортируемого леса, а также невозвращением валютной выручки, при этом назначено наказаний на общую сумму 91,9 млн. рублей.

За 4 месяца 2016 года таможней возбуждено 260 дел об административных правонарушениях в отношении лесоматериалов, назначено наказаний на общую сумму 89,5 млн. рублей.

В текущем году Иркутская таможня приступила к практике возбуждения дел об административных правонарушениях по фактам недекларирования грубообрусованных лесоматериалов, подлежащих вывозу при условии оплаты таможенных пошлин.

Также за 2014-2015 годы Иркутской таможней в сфере лесопользования возбуждено 24 уголовных дела. Общая стоимость незаконно перемещенных лесоматериалов составила 208 млн. рублей. В 2016 году в отношении лесоэкспортера Иркутской таможней возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 193 Уголовного кодекса - нарушения валютного законодательства по факту невозврата валютной выручки на сумму более 15,2 млн. рублей.

В результате таможенного администрирования, имеет тенденцию к увеличению сумма таможенных платежей, перечисляемых Иркутской в федеральный бюджет, от экспорта необработанных лесоматериалов, в 2014 году она составила 2,3 млрд. рублей, в 2015 году - 3 млрд. рублей, за 4 месяца текущего года в федеральный бюджет уже перечислено 1,2 млрд. рублей.

По результатам скоординированных контрольных мероприятий с налоговыми органами и материалам, переданным Иркутской таможней в налоговые органы для использования при осуществлении налогового контроля, сумма доначисленных налогов, сборов, штрафов и отказов к возмещению налога на добавленную стоимость составила в 2014-2015 годах 62 млн. рублей, а за 4 месяца 2016 года уже 128 млн. рублей.

Для решения поставленных задач по выявлению контрабанды экспорта лесоматериалов и фактов уклонения от уплаты таможенных платежей Иркутской таможней заключено Соглашение с Агентством лесного хозяйства Иркутской области в части взаимного обмена информацией об объемах вырубленного леса по арендаторам лесных участков, а также об объемах леса, планируемых к вырубке в Иркутской области, которая сопоставляется инспекторами таможни с имеющейся информацией об экспорте лесоматериалов.

Кроме того, иркутские таможенники таможни при осуществлении таможенного контроля и предупреждению правонарушений в сфере лесопользования имеют доступ к Единой государственной автоматизированной информационной системе «Учет древесины и сделок с ней».

Иркутская таможня проводит целенаправленную работу по взаимодействию правоохранительных подразделений таможни с транспортной прокуратурой, органами МВД и ФСБ, органами предварительного следствия. Результатом данной работы является вынесение 8 обвинительных приговоров по возбужденным Иркутской таможней делам, вынесенных судами Иркутской области и Красноярского края.

В своем докладе также Ю.Русаков остановился на проблемах, возникающих при осуществлении таможенного контроля при лесоэкспорте, решение которых возможно только на законодательном уровне, то есть необходимы меры дополнительного тарифного и нетарифного регулирования (введения лицензирования деятельности по экспорту обработанного лесоматериала).

Начальник таможни также остановился на вопросе использования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС) - представление декларации о сделках с древесиной при декларировании пиломатериалов позволит значительно снизить объемы вывоза пиломатериалов, изготовленных из незаконно заготовленной древесины. В тоже время необходимо рассмотреть вопрос привлечения к административной ответственность недобросовестных лесоэкспортеров за представление в ЕГАИС недостоверной информации, в виде неверно заполненной/незаполненной декларации о сделках с древесиной.

В целом, по результатам выступлений участников совещания и их обсуждения были определены наиболее острые проблемы, которые нашли свое отражение в Решении координационного совещания, в том числе, в нем также были зафиксированы предложения Иркутской таможни.

В конечном счете, решение задач, озвученных Иркутской таможней, позволит сделать рынок пиломатериалов более прозрачным, повысит достоверность данных об объемах заготавливаемых и вывозимых лесоматериалов, а также приведет к снижению объемов незаконной заготовки и оборота древесины, что, в конечном счете, приведет к более эффективному освоению и использованию арендованных лесных участков, а также повышению налоговой отдачи в бюджет субъекта Российской Федерации по налогу на прибыль.

VCH.RU