19.11.10

На выездном заседании коллегии ЮТУ подвели первые итоги работы в условиях Таможенного союза и обсудили собираемость таможенных платежей

18 ноября 2010 года в г. Волгограде состоялось выездное заседание коллегии Южного таможенного управления, на котором были рассмотрены проблемные вопросы, возникающие в деятельности таможенных органов в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, а также эффективность мер, направленных на увеличение собираемости таможенных платежей.

В заседании коллегии приняли участие главный федеральный инспектор аппарата Полномочного представительства Президента РФ по Волгоградской области в Южном федеральном округе Леонид Беляк, первый заместитель Губернатора Волгоградской области Геннадий Чуриков, начальник Северо-Кавказского таможенного управления Агепсим Ашкалов, главный специалист-эксперт представительства таможенной службы РФ при таможенной службе Республики Казахстан Елена Кравченко, руководили Южного таможенного управления, таможен и таможенных постов региона и начальники подразделений ЮТУ.

Открывая заседание коллегии, начальник Южного таможенного управления Александр Гетман подчеркнул особую актуальность рассматриваемых вопросов и обратил внимание собравшихся, что место проведения коллегии выбрано не случайно: в зоне деятельности Волгоградской таможни протяженная граница с Казахстаном, который наряду с Россией и Белоруссией является членом Таможенного союза. О новых задачах, поставленных перед южно-российскими таможенниками в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса ТС, рассказал первый заместитель начальника управления по таможенному контролю Юрий Ладыгин.

Несмотря на многочисленные проблемные вопросы и отсутствие Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» работа таможенных органов с 1 июля не остановилась. Хотя с этого момента прошло всего 4,5 месяца и дать всестороннюю оценку, увидеть все плюсы и минусы еще сложно, уже можно утверждать, что от создания Таможенного союза выиграли реальные производители и в первую очередь те, у которых исторически сложились экономические связи с контрагентами в сопредельных государствах.

В сближении позиций трех стран заключается большой плюс для тех, кто реально ведет экономическую деятельность. Унификация «правил игры» в перспективе даст, да уже и сейчас начинает давать эффект в виде экономии издержек, расширения конкуренции и стимулирования различных отраслей хозяйственной деятельности за счет притока новых товаров и услуг.

Самое главное достижение союза - это создание единой таможенной территории и связанная с этим поэтапная отмена таможенного контроля на российско-белорусском и российско-казахстанском участках границы. Однако если российско-белорусское сотрудничество в таможенных вопросах прошло длительный исторический путь (с 1995 года), то практическая реализация российско-казахстанского взаимодействия в таможенной сфере началась с 1 июля 2010 года. Таможенники фактически «с нуля» приступили к исполнению «новых» обязанностей на российско-казахстанской границе, в функции таможенных органов вменены мониторинг, учет товаров, а также признание статуса товаров Таможенного союза.

Ю. Ладыгин подробно остановился на ряде практических проблем. Так, решение комиссии Таможенного союза № 335 в части определения статуса товаров ТС на основании стандартных документов значительно облегчило и упростило перемещение в Россию товаров казахстанского происхождения. В то же время стандартные коммерческие и товаротранспортные документы на грузы третьих стран, представляемые таможенным органам РФ, зачастую не содержат необходимых сведений, подтверждающих статус товаров для таможенных целей. При этом таможенники не наделены правом истребования у лиц иных документов. Как важное направление деятельности было отмечено и ведение статистики взаимной торговли, позволяющей проводить полноценный анализ изменения обстановки на российско-казахстанской границе и своевременно реагировать на возникающие угрозы.

Остановился докладчик и на использовании инспекционно-досмотровых комплексов. С начала текущего года на таможенный осмотр с применением ИДК на российско-казахстанском участке границы было направлено более 13 тысяч объектов контроля, по результатам анализа сканированных изображений проведено 123 таможенных досмотра, в итоге возбуждено 37 дел об административных правонарушениях. Количество объектов, осмотренных с применением ИДК на российско-казахстанской границе, в течение года постоянно увеличивалось. С учетом наркоопасности данного направления до полной отмены таможенного контроля на российско-казахстанском участке границы в пункте пропуска Караозек Астраханской таможни будет эксплуатироваться мобильный ИДК.

Применительно к российско-белорусской взаимной торговле докладчиком была отмечена ситуация, складывающаяся с легковыми автомобилями, ввозимыми в Россию из Белоруссии, в отношении которых не предусмотрена уплата таможенных пошлин и налогов. Результаты проводимого службой организации таможенного контроля ЮТУ анализа свидетельствуют о резком увеличении их количества. За время существования Таможенного союза ввезено более 2,5 тысяч таких автомобилей. Год назад за аналогичный период - всего 2 машины. В августе текущего года таможенными органами ЮТУ было выдано 77 паспортов транспортных средств, в сентябре-октябре более 2 тысяч. При этом в числе прочих ввозятся весьма дорогостоящие автомобили престижных марок. Таможенные платежи, подлежащие уплате при ввозе каждого такого автомобиля из третьих стран достигают, 1,5 миллионов руб. То есть при необоснованном признании таких машин товарами Таможенного союза бюджет России недополучает значительные материальные средства.

Еще одной проблемой, с которой пришлось столкнуться таможенным органам региона в первые месяцы существования ТС, является контроль за вывозом с территории России казахстанских экспортных товаров, в отношении которых в российском законодательстве существуют запреты и ограничения. Как только был введен временный запрет на вывоз с территории РФ некоторых видов сельскохозяйственных товаров, участились попытки недобросовестных предпринимателей экспортировать российское зерно под видом казахстанской сельхозпродукции, что потребовало от таможенников усиления контроля и принятия определенных мер.

Вопросы таможенного контроля не должны оставаться в стороне от оптимизации процесса таможенного оформления, совершенствования существующих технологий, организации работы, соблюдения таможенных процедур. Таможенный кодекс Таможенного союза ввел новые жесткие сроки на принятие решения о выпуске товаров – это один рабочий день после дня регистрации декларации. В первом полугодии этот показатель составлял 90%, в июле таких деклараций было уже около 96%, сегодня в течение одного дня выпускаются более 98% деклараций. Для экспортируемых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, данный срок составляет 4 часа. В регионе порядка 99% экспортных деклараций оформляются в течение установленных 4-х часов. Проектом Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вводится обязательное электронное декларирование. Сегодня все таможенные органы региона готовы принимать электронные декларации через Интернет. Обеспечен доступ неограниченного круга участников ВЭД к интернет-декларированию. В текущем месяце практически каждая вторая декларация в регионе подается в электронном виде. Дальнейшим шагом в данном направлении является создание Центров электронного декларирования. ФТС России приняла решение о создании с января 2011 года таких центров в структурах Краснодарской и Ростовской таможен. Предварительное информирование - еще одно важное направление развития информационных технологий, позволяющее повысить оперативность работы таможенных органов. Реальных успехов по его развитию удалось достичь именно с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Закрепленная в нем норма об обязательном представлении электронной копии таможенной декларации, позволила заинтересовать в этом институте как автомобильных перевозчиков, так и лиц, прибегающих к их услугам. Уже за первую неделю июля с использованием предварительной информации было оформлено более 1200 транзитных партий. Для сравнения за весь 2009 год - около 3-х тысяч. Сегодня с использованием предварительной информации оформляется более 85% товарных партий, ввозимых через автомобильные пункты пропуска ЮТУ.

Преобразования таможенного регулирования, связанные с функционированием Таможенного союза, на текущем этапе находятся в активной фазе. В частности с 1 января 2011 года в государствах-членах ТС изменяются правила декларирования товаров. Для нормальной бесперебойной работы таможенных органов в условиях предстоящих изменений будет реализован целый комплекс подготовительных мероприятий, в том числе направленных на выявление возможных проблемных вопросов и ситуаций, а также на обучение должностных лиц таможенных органов новым правилам декларирования.

С 1 июля 2011 года планируется отменить таможенный контроль на внутренних границах России и Казахстана. Однако в настоящее время существенным препятствием к этому является отсутствие единого и полноценного информационного взаимодействия между таможенными органами Российской Федерации и Республики Казахстан.

В завершении своего доклада Юрий Ладыгин подчеркнул: «Сейчас мы находимся на втором этапе формирования единой таможенной территории Таможенного союза – наверное, самой насыщенной фазе применения нового таможенного законодательства. Организация таможенных процедур и таможенного контроля претерпела существенные изменения, в ряде случаев настолько кардинальные, что должностным лицам потребовалась, если можно так сказать, смена психологии. Несмотря на это, мы можем с уверенностью говорить, что союз заработал, процесс декларирования и выпуска товаров не остановился. Все вопросы решаются в текущем порядке».

Выступление основного докладчика дополнил и.о. заместителя начальника управления – начальника правовой службы Виктор Яровой, который остановился на принципах построения Таможенного союза и системе его нормативно-правового регулирования, а также начальник Астраханской таможни Александр Ястребов и первый заместитель начальника Волгоградской таможни по таможенному контролю Андрей Беляев, рассказавшие о ситуации на местах.

Второй, не менее актуальный вопрос, включенный в повестку дня, касался эффективности мер, направленных на увеличение собираемости таможенных платежей. Фискальная функция остается на сегодняшний день одной из главных в деятельности таможенных органов России. Более 50% федерального бюджета наполняется за счет таможенных платежей, пошлин и сборов. Сложные и многоуровневые вопросы собираемости таможенных платежей проанализировал в своем докладе заместитель начальника управления – начальник службы федеральных таможенных доходов Дмитрий Ребро.

За десять месяцев текущего года таможенными органами ЮТУ в федеральный бюджет перечислено 103 млрд. рублей таможенных платежей, что составляет 102% от установленного значения (экспорт – 111% - 26,7 млрд. рублей, импорт – 99,1% - 74,6млрд. рублей).

Темпы совершения импортных операций опережают прошлогодние, однако докризисный уровень не достигнут. Объемы импорта превысили уровень прошлого года в 1.4 раза (10.2 млрд. долл.). Перечисления от импортных операций увеличились на 31% (69.3 млрд. рублей). Емкость одной декларации на товары по платежам составляет 657 тыс. рублей, что выше, чем за предыдущий период. Прирост стоимости за счет проведенных корректировок оценивается в 500 млн. долларов США или 5% стоимости импорта. Объемы импорта чувствительны к оформлению 15-ти профилирующих товарных групп, которые обеспечивают 70% стоимости и поступления платежей, в числе которых оборудование, фрукты, черные металлы, овощи, электрические машины, сахар-сырец, транспортные средства, пластмассы.

Функционирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС обусловило активизацию ввоза в Россию товаров, происходящих из Казахстана. На долю этой страны в осуществлении импортных операций до 1 июля приходилось около 9% стоимости импортных операций со странами СНГ. Если среднемесячные объемы первого полугодия оценивались в 34 тыс. тонн, то в третьем квартале в 2.2 раза больше – более 75 тыс. тонн, что составило бы к уплате 376 млн. рублей таможенных платежей. Несмотря на выполнение в целом плановых показателей, ситуация, связанная с выполнением контрольного задания таможенными органами ЮТУ по перечислению платежей в федеральный бюджет, остается напряженной. Докладчик подробно остановился на первоочередных мерах, принимаемых в целях обеспечения необходимого уровня собираемости таможенных платежей в регионе, таких как усиление контроля таможенной стоимости, в том числе в рамках системы управления рисками, контроль правильности и полноты уплаты таможенных платежей, работа по взысканию задолженности, классификация и определение страны происхождения товаров.

В рамках рассмотрения второго вопроса был также заслушан доклад начальника отдела контроля таможенной стоимости службы федеральных таможенных доходов ЮТУ Евгения Погорелова, который акцентировал внимание присутствующих на формах и методах выявления рисков при контроле таможенной стоимости. Кроме того, поскольку в наибольшей степени показатели управления в целом зависят от работы самых крупных таможен, в том числе Ростовской и Новороссийской, их представители – в лице заместителей начальников по экономической деятельности – рассказали о различных аспектах работы в данном направлении. Подводя итоги заседания, начальник ЮТУ А. Гетман поблагодарил присутствующих за активное участие, отметил основательность и качественную подготовку материалов докладчиков и подчеркнул, что прошедшая коллегия поможет окончательно определиться в практической работе таможенных органов в условиях Таможенного союза и наметить конкретные шаги по безусловному выполнению показателя по перечислению средств в федеральный бюджет. Коллегия приняла соответствующие решения, связанные с работой таможенных органов региона после вступления в силу ТК ТС и увеличением собираемости таможенных платежей.

Ольга Шамраева, пресс-служба Южного таможенного управления