08.11.11

На новый уровень в СЗФО выходит процесс реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах

3 ноября в формате видеорежима прошло рабочее совещание представителей бизнеса, руководителей действующих и строящихся ТЛТ с руководством Северо-Западного таможенного управления. Как сообщает Пресс-служба ФТС РФ, СЗТУ представлял первый заместитель начальника управления по таможенному контролю генерал-майор таможенной службы Юрий Лямкин, начальники служб управления, начальники приграничных таможен.

На совещании все участники еще раз подчеркнули, что реализация Концепции заняла прочное место среди приоритетных направлений деятельности СЗТУ. Серьёзное влияние на работу таможенных органов СЗТУ в 2010 – 2011 годах оказало не только изменение нормативно-правового регулирования таможенного дела, но и масштабные структурные изменения, затронувшие все без исключения таможенные органы региона.

Одной из главных целей Концепции, и которая целенаправленно реализуется, является смещение мест совершения таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, из внутренних районов страны на приграничные территории.

Решением руководителя ФТС России А.Ю. Бельянинова от 07.07.2009 в Северо-Западном федеральном округе были определены 13 многосторонних автомобильных пунктов пропуска, вблизи которых предполагается развитие таможенно-логистической инфраструктуры в первоочередном порядке: Торфяновка, Брусничное, Светогорск и Вяртсиля (на границе с Финляндией), Ивангород, Куничина Гора и Шумилкино (на границе с Эстонией), Убылинка и Бурачки (на границе с Латвией), Багратионовск и Мамоново (на границе с Польшей), Чернышевское и Советск (на границе с Литвой). Это наглядно иллюстрирует приведенная ниже схема.

Положительную динамику смещения объемов таможенного декларирования товаров в сторону пограничных таможенных органов региона подтверждают следующие цифры. В январе 2009 года доля товаров, оформленных приграничными таможенными органами Северо-Запада, составляла всего 11% от общего объема ввезенных товаров. В июле текущего года этот показатель почти достиг отметки 30%.

В частности, в своем выступлении начальник Выборгской таможни генерал-майор таможенной службы Николай Косяченко подчеркнул:

- У нас прослеживается положительная тенденция роста объемов таможенного оформления на ТЛТ. За 9 месяцев рост составил 48%.

Интересны и такие факты. На ЗАО «Восход» 74% деклараций оформляются в электронном виде. На ТЛТ «Брусничный» 846 товарных партий оформлены по технологии удаленного выпуска.

И если заполняемость ТЛТ на Выборгском направлении составляет от 40 до 60%., то уже в Калининградской области, к примеру на ТЛТ «Сириус» территория используется на 100%.

Во многих выступлениях представителей бизнеса подчеркивалось, что они не хотят останавливаться на достигнутом. В Псковской области вблизи ТЛТ уже строятся гостиницы, кафе. В Калининградской области продолжается перевод и оформление земли под будущее строительство.

На эстонском направлении в Кингисеппе одна из коммерческих фирм зарезервировала для себя 26 гектаров земли и оформляет проектную документацию.

К настоящему времени в приграничных районах Северо-Запада построены (реконструированы) и введены в эксплуатацию 10 складов временного хранения, места размещения которых отвечают требованиям Концепции. На восьми из них функционируют таможенные посты либо их структурные подразделения.

Две организации: ООО ТЛТ «Убылинский» и ООО «Терминал М-9», чьи проекты строительства терминалов вблизи МАПП Убылинка и МАПП Бурачки также одобрены комиссией ФТС России по реализации Концепции, включены в реестр владельцев СВХ. На площадях данных СВХ происходит размещение подразделений таможенных органов.

С учетом значительного числа организаций – инициаторов создания автомобильных таможенно-логистических терминалов (более 20) и достаточно быстрых темпов строительства приграничной складской инфраструктуры Северо-Западное таможенное управление прогнозирует в течение полутора – двух лет увеличение количества действующих ТЛТ как минимум в 2 раза.

Процесс развития приграничной складской инфраструктуры и создания новых мест совершения таможенных операций в непосредственной близости к автомобильным пунктам пропуска сопровождается ликвидацией и ограничением компетенции внутренних таможенных постов региона. Об этом говорил в своем докладе начальник организационно-инспекторской службы полковник таможенной службы Алексей Марчуков.

Санкт-Петербург является наиболее сложным регионом с точки зрения работы по оптимизации количества и мест нахождения таможенных постов. Широкая номенклатура товаров, оформляемых таможенными постами Санкт-Петербургской таможни, и значительные объемы их декларирования требуют обдуманного подхода и взвешенных решений в отношении порядка и сроков ликвидации таможенных постов Санкт-Петербургской таможни либо ограничения их компетенции по совершению таможенных операций в отношении ввозимых товаров.

26 августа 2011 года руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым утвержден План мероприятий по выводу таможенного декларирования товаров из Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий региона деятельности Санкт-Петербургской таможни. Данный План предусматривает поэтапное существенное ограничение компетенции таможенных постов Санкт-Петербургской таможни, результатом которого станет значительное сокращением объемов таможенного декларирования товаров в Санкт-Петербурге.

В отношении товаров, перемещаемых морским и воздушным видами транспорта, Концепция предполагает сохранение и развитие существующих мест совершения таможенных операций в соответствующих пунктах пропуска. В связи с этим таможенные посты Балтийской и Пулковской таможен, расположенные в пунктах пропуска, планируется не только сохранить, но и штатно увеличить.

Концепция предусматривает развитие системы «сухих портов», т.е. складской инфраструктуры, расположенной на некотором удалении от пункта пропуска. В 2011 году технология «сухого порта» проходила экспериментальное применение в регионах деятельности Турухтанного, Пушкинского и Кронштадтского таможенных постов Балтийской таможни. Положительные результаты данного эксперимента позволят в последующем организовать ее широкое применение.

Залогом успешной реализации Концепции, помимо активного строительства необходимой таможенной и терминально-складской инфраструктуры, является интенсивное развитие новых таможенных технологий. Использование систем предварительного информирования, удаленного выпуска товаров и электронного декларирования с применением сетей Интернет, а также разработка и внедрение иных перспективных технологий позволят провести мероприятия по реализации Концепции без ущерба для интересов участников внешнеэкономической деятельности внутренних регионов страны.

VCH.RU