05.07.07

Консультативный совет в Уральском таможенном управлении: с алкоголем у нас все хорошо, а вот с золотом – проблемы…

В Уральском таможенном управлении состоялось заседание Консультативного совета по реализации таможенной политики при УТУ. Основной темой обсуждения на котором стали вопросы взаимодействия таможенных органов региона и участников ВЭД в ходе таможенного оформления и таможенного контроля ввозимой на территорию РФ алкогольной продукции из-за рубежа, а также оптимизации экспортно-импортных операций с алкогольной продукцией в зоне деятельности таможен региона. Открывая заседание председатель Консультативного Совета, начальник Уральского таможенного управления В.А.Сорокин отметил, что тема эта актуальная, и что он готов все поступившие предложения и претензии участников и членов Консультативного совета довести до вышестоящего руководства ФТС России.

На сегодняшний день в Уральском регионе на рынке оптовых поставщиков - импортеров алкогольной продукции действуют только три крупных игрока. Практически все они производят таможенное оформление в Екатеринбургской таможне - единственной в Уральском федеральном округе и одной из восьми таможен России, уполномоченных выдавать акцизные марки. А вот производить таможенные процедуры и оформлять алкогольную продукцию в зоне деятельности Уральского таможенного управления имеют право четыре таможенных поста Курганской, Челябинской, Тюменской таможен и Орджоникидзевский пост Екатеринбургской таможни.

Причем, по словам Алексея Тоболова, заместителя начальника по экономике Екатеринбургской таможни, именно к этим участникам внешнеэкономической деятельности претензий у таможенников нет. Все вышеупомянутые фирмы - импортеры алкогольной продукции соблюдают таможенное законодательство, исправно платят таможенные пошлины и в установленные сроки вносят денежный залог под обеспечение выполнения своих обязательств по поставкам товарных партий, несмотря на то, что с начала 2007 года акцизная ставка на алкоголь увеличилась, да и размер залоговых платежей вырос почти вдвое. Вместе с тем, подчеркнул он, всем понятно, что в этом специфическом сегменте рынка должны работать исключительно крупные, стабильные предприятия, способные гарантированно обеспечить поставки промаркированных акцизных товаров.

После прошлогоднего кризиса на алкогольном рынке, вызванного введением в действие единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – той самой пресловутой ЕГАИС – прошел год, ситуация стабилизировалась и в ее развитии даже наметилась положительная динамика. О чем, в частности, свидетельствует и таможенная статистика. Сравнительный анализ ввоза алкогольной продукции в УрФО таков: в 2005 году участниками ВЭД подано 16 заявок на покупку акцизных марок и оформлено 13 грузовых таможенных деклараций на ввоз вино-водочных изделий, в 2006 – 21 заявка и тоже 13 ГТД, то за полгода 2007 - уже 27 заявок и оформлено 8 деклараций.

В 2005 году импортерами было заказано акцизных марок 497 034 штуки, в 2006 году – 672 617 штук, в 2007 году – 621 428 штук.

Перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей за оформление внешнеторговых сделок по алкоголю в 2005 году – 5,3 млн. рублей, в 2006 году – 3,5 млн. рублей, за I полугодие 2007 года – 21,6 млн. рублей.

Алкогольная продукция ввозится из следующих стран: крепкие спиртные напитки (водка, коньяк) – из Армении, Казахстана; натуральные вина – из Болгарии, Франции, Италии, Чили.

Нарушений таможенного законодательства РФ при оформлении алкогольной продукции не выявлено. Нет у таможенных органов региона претензий и по качеству поставляемой продукции.

Со стороны участников ВЭД, занимающихся импортом алкоголя в Уральский регион, также нареканий к работе таможенников не оказалось. Наоборот, представители фирм-импортеров и Ассоциации участников алкогольного рынка в своих выступлениях отметили, что проблем в работе с таможней нет, а все возникающие сложности лежат исключительно в технической плоскости – это функционирование самой системы ЕГАИС, слишком долгий срок процедуры получения акцизных марок, отсутствие возможности изменить заявленный ассортимент в ходе поставок, а также проблемы хранения алкогольной продукции на складах.

В общем, как сказал, в завершение обсуждения основной темы Консультативного совета, заместитель начальника Уральского таможенного управления Вадим Мясников, если основные участники данного рынка высоко оценили организованную работу Екатеринбургской таможни, то хотелось бы и дальше видеть положительную динамику в развитии этого направления, тем более, что объем перечисленных в бюджет государства таможенных платежей от оформления поставок алкогольной продукции в регион за последнее время уже увеличился в четыре раза.

Следующим пунктом в повестке заседания было выступление начальника специализированного таможенного поста «Малахит» Екатеринбургской таможни Сергея Пасынкова. Несмотря на то, что вопрос этот на Консультативном совете был не основным, а дополнительным, именно сообщение Сергея Михайловича вызвало весьма эмоциональный отклик у собравшихся.

Таможенный пост «Малахит» занимается оформлением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самых разнообразных изделий из них – от ювелирки до технической номенклатуры. В зоне его обслуживания участников внешнеэкономической деятельности – вся территория от Урала и до восточных границ Российской Федерации. При штатной численности поста из шести человек вместе с начальником, за прошлый год в доход государственного бюджета, поступило 113 миллионов рублей в виде перечисленных таможенных пошлин и платежей. И вот, с 24 августа 2007 года вступает в силу приказ ФТС России № 489 от 19.04.2007 года «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных камней и драгоценных металлов», согласно которого полномочия поста «Малахит» по оформлению ввозимых из-за рубежа ювелирных изделий и права на выдачу разрешений на переработку вне таможенной территории переходят в ведение Центральной акцизной таможни (г.Москва). По мнению предпринимателей регионального уровня, подобная централизация в оформлении отдельных категорий товаров имеет свои отрицательные стороны Их общее отношение к нововведению выразил генеральный директор ОАО «Ювелиры Урала» Сергей Денисов: «Наше мнение - категорически против! Для нас это потеря времени, партнеров, и, в конечном счете, контрактов. Не все в состоянии открыть свои постоянно действующие представительства в Москве». Серьезная озабоченность тем, что после вступления в действие данного приказа, предприятие может потерять не только выгодные контракты, заключенные с Германией, Сингапуром, Китаем, налаженный экспорт услуг в страны СНГ, но и зарубежный рынок сбыта своей уникальной высокотехнологичной продукции, с таким трудом возвращенный после 2000 года, прозвучала в выступлении Ирины Бреннер, директора по продажам и маркетингу ОАО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов»: «Мы наконец стали конкурентоспособными, в значительной степени благодаря и содействию Уральского таможенного управления, Екатеринбургской таможни, а в последнее время наметилась значительная динамика роста объемов производства, но сейчас мы в растерянности, просто не знаем что делать…»

Высказав мнение, что 489-й приказ ФТС России ставит под удар деятельность участников ВЭД региона, работающих в данном сегменте рынка, представители бизнес-кругов Урала приняли решение обратиться с письмом в Правительство Свердловской области.

Пресс-служба Уральского таможенного управления; 05.07.07