17.02.06

Коллегия ФТС России подвела итоги 2005 г. и наметила программу действий на 2006 г.

16 февраля 2006 г. состоялось расширенное заседание Коллегии Федеральной таможенной службы. В заседании Коллегии приняли участие министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф, представители администрации Президента, Государственной Думы, Совета Федерации, министерств и ведомств.

С основным докладом выступил руководитель ФТС России Александр Жерихов.

Он отметил, что минувший 2005 г. войдет в историю таможенной службы России как год системного, углубленного анализа ее деятельности, разработки и принятия Концепции развития таможенных органов Российской Федерации.

В 2006 г. российские таможенники вступили с четкой, выверенной программой действий по созданию в России конкурентоспособной, отвечающей международным стандартам таможенной службы.

На состоявшемся 3 февраля заседании коллегии Минэкономразвития были рассмотрены мероприятия по реализации Концепции развития таможенных органов, которые, после дополнительных доработок и согласований, будут представлены в Правительство Российской Федерации. Эти мероприятия в укрупненном виде объединены в пять блоков: обустройство и интегрированное управление на границе; борьба с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных данных о стране происхождения; поэтапное сближение таможенного законодательства России и Евросоюза; внедрение новых информационных технологий таможенного администрирования и предварительного информирования; изменение подходов к работе с кадрами, повышение профессионализма должностных лиц и борьба с коррупцией.

<Задачи эти носят комплексный характер, во многом новые и решить их застарелыми способами и методами будет невозможно, а значит мы обязаны найти новые подходы и новые формы работы по совершенствованию таможенного администрирования>, - отметил А.Жерихов.

Основным вектором деятельности таможенных органов в 2005 г. стало требование Президента, изложенное им в ежегодном Послании Федеральному Собранию, о том, что главным в работе таможенной и налоговой служб должно стать строгое следование закону и усиление контроля за соблюдением законодательства. Это остается приоритетным направлением деятельности таможенных органов и в 2006 г.

Одной из ключевых задач, которую предстоит решить в этом году, является борьба с недостоверным декларированием. По конечным результатам работы на этом направлении будет оцениваться деятельность руководителя таможенного поста, персональная роль каждого таможенника и таможенного органа в целом. В центре внимания по-прежнему останется бытовая техника, электроника, мобильные телефоны, компьютеры и прочие товары 84-85 групп, товары ввозимые из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции, товары прикрытия, другие товары групп риска.

Организация работы по недопущению недостоверного декларирования должна строиться на осмысленном и профессионально грамотном применении системы управления рисками.

В ряду мер, направленных на борьбу с недостоверным декларированием, решение таких вопросов, как создание единых стандартов и требований к обустройству границы, техническому оснащению пунктов пропуска современным сканерным, весовым оборудованием, инспекционно-досмотровыми комплексами.

Одной из важнейших задач, стоящих перед таможенными органами, продолжает оставаться контроль таможенной стоимости. Нужно создать комплексную систему информационно-аналитического обеспечения работ по таможенной стоимости. Сердцевиной этой системы станет Единая база данных справочных цен на товары и услуги и использование данной информации инспектором на таможенном посту в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств. Работа по созданию и наполнению информацией Единой базы начнется уже в этом году, в том числе, с привлечением, на конкурсной основе, независимых международных компаний.

Вместе с тем, использование справочной информации из базы данных не освобождает руководителей региональных таможенных управлений и таможенных органов от обеспечения жесткого контроля за соблюдением должностными лицами регламентных действий в полном соответствии с нормативной базой и законом о тарифе.

Полнота собираемости таможенных платежей по-прежнему остается одним из основных направлений деятельности таможенной службы, и основываться она должна не на принципе <деньги любой ценой>, а на четком соблюдении буквы и духа закона.

Итоги работы по собираемости таможенных платежей в 2005 г. были рекордными за все 15 лет работы таможенной службы России. Было собрано и перечислено 2,1 трлн. рублей или 74,4 млрд. долл. Это на 882,7 млрд. руб. или 31,9 млрд. долл. больше, чем в 2004 г. Платежи по импорту в 2005 г. составили 750,3 млрд. руб. или 26,5 млрд. долл., что на 186,4 млрд. руб. больше, чем в 2004 г.

Задание, предусмотренное законом о бюджете на 2006 г., не менее напряженное, и составляет 2 трлн. 136 млрд. рублей, в том числе, по импорту 839 млрд. рублей. В текущем году в структуре таможенных платежей главной для оценки работы любого таможенного органа становится импортная составляющая.

Задача состоит в том, чтобы не только выполнить, но и перевыполнить данное задание, задействовав все имеющиеся резервы. Задача 2006 г. - коренным образом изменить ситуацию в борьбе с так называемыми <фирмами-однодневками>. Эта работа должна проводиться в тесном взаимодействии с налоговыми органами, правоохранительными структурами, бизнес-кругами.

Важной задачей года становится выявление и пресечение нарушений прав интеллектуальной собственности. Законодательство Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности сегодня позволяет создать надежный барьер на пути контрафактным товарам. Тем не менее эффективность правоприменительной практики остается низкой. Работа таможенных органов по защите интеллектуальной собственности в этом году будет администрировать как никогда жестко, так как это одна из самых уязвимых позиций в переговорном процессе о вступлении России во Всемирную торговую организацию.

Простым и объективным показателем эффективности процедуры пресечения перемещения контрафакта станет количество товаров, выявленных таможенным органом и признанных судами контрафактными. Важной задачей 2006 г. является внедрение новых технологий таможенного администрирования, электронного декларирования и предварительного информирования.

В 2005 г. 86 таможенных органов имели достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. Это на 23% больше, чем было запланировано. Задача 2006 г.- довести это количество до 130, причем во всех регионах страны, а не только в Центральном регионе. В настоящее время система электронного декларирования в подавляющем большинстве применяется только в отношении импорта. Экспортная составляющая остается неохваченной. Задача состоит в том, чтобы облегчить оформление экспорта. В текущем году в режиме эксперимента необходимо приступить к реализации договоренностей о совмещенном таможенном контроле с таможенными службами сопредельных с Россией государств. Реализация пилотного проекта позволит на конкретном примере показать преимущества совмещенного контроля.

В 2006 г. следует завершить работы по унификации требований, предъявляемых при таможенном оформлении и транзите товаров в России с требованиями Единого административного документа, а в 2007 г. перейти на его применение.

Поддержание на стабильно низком уровне процента недоставления товаров останется в 2006 г. основной рабочей задачей таможенных органов на этом направлении. Для этого необходимо подвергнуть существенной модернизации сам механизм контроля за таможенным транзитом продолжить работу по проектированию новой автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом с учетом необходимости интеграции с новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS).

Россия является крупной потенциальной страной транзита и могла бы получить от этого существенную экономическую выгоду. Федеральная таможенная служба готова и сделает все необходимое для упрощения процедур, применяемых на транзитных перевозках, но только в том случае, если таможенные органы будут получать достоверные сведения о перевозимых товарах. Необустроенность железнодорожных пунктов пропуска, проблемы с погрузочно-разгрузочными операциями - весомый аргумент в пользу необходимости создания в 2006 г. единой структуры по строительству, эксплуатации и содержанию пунктов пропуска.

Важной составляющей работы по усилению контроля за соблюдением таможенного законодательства является его однообразное применение на всей территории Российской Федерации. Должны быть одинаковое понимание и правоприменение на всей таможенной территории Российской Федерации.

Задача также состоит и в том, чтобы на всех уровнях, от ФТС России до таможни, конкретизировать работу по обеспечению единообразия правоприменительной практики во взаимодействии с судебными и правоохранительными органами. Неоднозначное толкование прокурорами и судами закона в разных регионах Российской Федерации и принятие в аналогичных случаях диаметрально противоположных решений приводит иногда к необоснованному освобождению правонарушителей от ответственности.

Основной целью деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов в 2006 г. должно стать обеспечение соблюдения общеправового принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения в таможенной сфере.

Для достижения указанной цели необходимо решить целый ряд проблем. Одна из важнейших - наделение таможенных органов правом предварительного следствия.

<Мы приступаем к полномасштабной работе по реализации Концепции развития таможенных органов, и 2006 г. - начало этой работы. У нас есть замечательный шанс изменить ситуацию в службе, изменить себя, создать современную, новую таможенную службу. Мы не должны упустить этот шанс и обязаны все сделать для того, чтобы в полной мере соответствовать требованиям сегодняшнего дня>, - сказал руководитель ФТС России А.Жерихов.

Пресс-служба ФТС 16.02.2006