13.11.07

"Изменение тарифа не всегда может повлиять на то, чтобы вывести кого-то из тени"

Глава управления правового обеспечения законопроектной деятельности ФТС Ольга Щербакова в интервью "Газете" Полгода назад в структуре Федеральной таможенной службы (ФТС) появилось новое управление - правового обеспечения законопроектной деятельности. Таким образом, ФТС должна стать не просто ведомством, реализующим уже принятые правительством и законодателями нормативные акты, но и более активным участником законотворческого процесса в таможенной сфере. О том, чего не хватает таможенникам в действующем законодательстве, в интервью обозревателю "Газеты" Галине Ляшенко рассказала глава нового управления Ольга Щербакова.

- Какие изменения в таможенное законодательство сейчас готовит ФТС?

- Начнем с поправок в Таможенный кодекс. Работа по совершенствованию кодекса идет активная. Например, глава о таможенных платежах. Изменения в нее, направленные на совершенствование администрирования взимания, уплаты, возврата, исчисления таможенных платежей, очень существенны. Мы при участии депутатов, а не только федеральных органов исполнительной власти, по сути, переписали ее полностью. По предложению Минфина, на которое мы откликнулись с пониманием, мы внесли поправку о приостановлении счетов таможенного брокера и декларанта одномоментно в случае выявления нарушений.

- Вы имеете в виду введение солидарной ответственности брокера и участника ВЭД?

- Да, в соответствии с положениями Налогового кодекса структурные подразделения Федеральной налоговой службы действуют аналогичным образом. Почему бы нам не перенять эту практику, которая уже существует? Аналогичный институт действует и в Европе. Проект поправок в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве. Госдума четвертого созыва сейчас заканчивает свою работу. Думаю, мы продолжим работу с этими поправками с депутатским корпусом пятого созыва Госдумы.

- Какие еще концептуальные поправки предполагается внести?

- Завершается работа с Минфином по согласованию внесения изменений в Таможенный кодекс в части порядка определения таможенной стоимости.

Кроме того, на состоявшейся недавно коллегии ФТС был обсужден вопрос о таможенном контроле после выпуска товаров, который должен стать механизмом эффективной защиты экономических интересов России без создания дополнительных административных барьеров.

- Вы будете предлагать в связи с этим увеличить срок исковой давности с одного года до трех лет по нарушениям, выявленным в результате работы таможенной инспекции?

- Скорее всего, да. В соответствии с проектом решения коллегии ФТС предложения, касающиеся изменений в сфере деятельности таможенной инспекции, будут подготовлены в виде концепции законопроекта к лету 2008 года.

- А в сфере защиты интеллектуальной собственности ФТС готовит какие-то предложения?

- Мы уже согласовали с Минфином и Минэкономразвития проект положительного заключения правительства на законопроект, вносимый депутатом Госдумы Надеждой Азаровой. Суть предлагаемых изменений состоит в том, чтобы наделить таможенные органы правом приостанавливать на срок до семи дней выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в свободное обращение при подозрениях на их контрафактность. Сейчас таможенные органы могут приостанавливать выпуск товаров исключительно по заявлению правообладателей, зарегистрированных в реестре ФТС. Информацию в наш реестр представляют сами правообладатели, и в настоящее время в нем содержится немногим более 900 наименований товаров. В случае принятия законопроекта таможенные органы будут работать с базой Роспатента, которая значительно больше. Мы сможем не только защитить таким образом большее число правообладателей, но и большее число потребителей этой продукции.

- Каков будет порядок приостановления?

- Этот вопрос нас просил уточнить и Минфин. Так как все механизмы реализации нормы закона в самом законе прописать невозможно, мы договорились о том, что параллельно с рассмотрением парламентом законопроекта мы будем готовить и приказ ФТС, утверждающий всю технологическую цепочку. Он будет зарегистрирован в Минюсте. Если у таможенника есть подозрения в том, что товар контрафактный, то он, к примеру, в течение определенного времени будет направлять информацию правообладателю, если он есть либо в нашей базе, либо в базе Роспатента. В течение семидневного срока представитель правообладателя должен либо отозваться на информацию таможенного органа, либо нет. Если он не отзовется, мы товар выпускаем в свободное обращение. Если же правообладатель заявит о себе, то ФТС будет принимать решение о судьбе этого товара. Однако такая схема, по мнению некоторых согласующих ведомств, к примеру МВД, может иметь коррупционные риски, и мы сейчас продолжаем изучать вопрос.

- В результате подобных проволочек на таможне могут пострадать и добросовестные импортеры. Разве тут нет почвы для злоупотреблений? Будут ли таможенники нести ответственность за свои действия, если выяснится, что они были не правы?

- Еще раз подчеркну, что аналогичный порядок действует и сейчас. Только по заявлению правообладателя и в отношении меньшего количества товаров. Кроме того, в законопроекте содержалась норма о том, что в случае ошибки таможенника убытки импортеру будут возмещаться за счет федерального бюджета. Но это не поддержал Минфин. Мы тоже считаем, что прописывать в законе какую-то специальную ответственность таможенников в подобных случаях не нужно. В КоАП уже предусмотрена ответственность за действия и бездействия таможенных органов. Этого достаточно.

- С 1 января 2008 года вступает в силу четвертая часть ГК. В частности, ею предусмотрено взимание авторского сбора при ввозе аудиовидеозаписывающей продукции. Этот сбор предусмотрен и в действующем законодательстве, но пока не взимается. С Нового года таможня начнет его собирать?

- Дело в том, что порядок его взимания до сих пор не разработан. Скорее всего, после Нового года мы продолжим просто собирать гарантийные обязательства с импортеров, как это происходит и сейчас. Насколько мне известно, участники рынка хотят оспорить эту норму в Конституционном суде.

- Вы не хотите поддержать этот иск?

- Думаю, мы просто будем участниками этого процесса и в случае необходимости выскажем свое мнение.

- ФТС уже не первый год говорит о необходимости введения процедуры обязательного предварительного информирования о грузах. Когда это предложение будет реализовано?

- Мы уже вышли с предложением в правительство включить в план законопроектной работы на 2008 год подготовку концепций законопроектов об уполномоченном грузополучателе, о транзите и о предварительном информировании. Они неразрывно связаны между собой. В первую очередь нам нужно определиться с уполномоченными грузополучателями.

- Кто это такие?

- Это будут не имевшие нарушений таможенного законодательства организации, например, крупные производственные компании, которые будут иметь право сразу везти груз к себе на склад, предварительно проинформировав об этом таможенников в течение конкретного времени. Мы даже не будем досматривать груз, просто оформим грузовую таможенную декларацию на выпуск товара, причем путем электронного декларирования.

- Совсем не будете проверять? Бизнес на доверии?

- Не совсем так. Они должны будут вести специальную отчетность, а мы оставляем за собой право в любой момент прийти к ним и проверить, а правильно ли они ввозили и декларировали товар. Это и есть постаудит в действии. Мы можем прийти и через год, и через два, и через три. А можем и непосредственно в момент таможенного оформления. И над ними будет все время висеть дамоклов меч возможной проверки. Несмотря на оказанное доверие. Но я думаю, что принятие законопроекта об уполномоченном грузополучателе - это вопрос даже не следующего года. Требуется устранить замечания заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

- А тему ужесточения требований к челнокам вы временно оставили? Ранее предлагалось снизить стоимостную планку для товаров, ввозимых физическими лицами без уплаты таможенных пошлин.

- Эта тема сейчас активно не обсуждается. И поручений на этот счет мы пока не получали. В последнее время было принято много других мер, направленных на то, чтобы побороть серый импорт. К примеру, снижены таможенные пошлины на многие виды товаров. Но мы не всегда с уверенностью можем сказать, что изменение тарифа может серьезно повлиять на то, чтобы вывести кого-то из тени.

- Таможенная пошлина далеко не единственный сбор, взимаемый при импорте. Есть и более существенная составляющая - налог на добавленную стоимость. Может быть, более эффективным решением проблемы могла стать его отмена?

- Глава ФТС Андрей Бельянинов открыто высказался на эту тему, заявив, что это крайне коррупционный налог, который лучше было бы отменить и заменить на налог с продаж. Но решение должно предлагать головное ведомство в этом вопросе - Минфин.

12.11.2007 / ГАЛИНА ЛЯШЕНКО Материал опубликован в "Газете" №212 от 13.11.2007г.