16.12.10

Иркутская таможня информирует о нововведениях в таможенном законодательстве, вступающем в силу в конце 2010 - начале 2011 годов

Сегодня в пресс-центре агентства «Комсомольская правда-«Байкал» состоялась пресс-конференция с участием первого заместителя начальника Иркутской таможни А. Л. Новосельцева, заместителя начальника таможни по экономической деятельности Е. В. Цветковой и начальника правового отдела Т.П. Татауровой. Руководители Иркутской таможни рассказали о новеллах в законодательстве, которые вступают в силу в конце 2010 - начале 2011 года, сообщает пресс-служба ФТС РФ.

1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, который ознаменовал создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Интеграционное объединение стран Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана унифицировало таможенное законодательство в условиях отсутствия таможенного контроля (не применения таможенных пошлин и ограничений экономического характера) на российско-белорусской – казахстанской границе в отношении товаров, происходящих из стран союза.

В то же время Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает, что регулирование отдельных правоотношений, а также установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза. Поэтому Таможенный кодекс Таможенного союза содержит более двухсот отсылочных норм к законодательству участников союза, то есть каждое государство, в том числе и Россия, должно было принять собственный закон о таможенном регулировании - правовой акт, без которого Таможенный союз не может работать в полном объеме.

Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» был опубликован 29 ноября 2010 года в «Российской газете» и вступает в силу по истечении одного месяца со дня опубликования (в то же время Закон содержит переходные положения, в которых оговаривается конкретная дата вступления в силу отдельных законодательных норм). Данный Закон заменит Таможенный кодекс Российской Федерации 2004 года.

Основные положения принятого Закона базируются на современных тенденциях развития таможенного дела. Для участников внешнеэкономической деятельности совершенствование таможенного регулирования выражается, в первую очередь, в создании механизма упрощения и ускорения прохождения таможенных формальностей.

Закон определяет основные принципы организации деятельности таможенных органов, их функции и обязанности, перемещения товаров при их ввозе и вывозе из РФ, и принципы их перевозки по территории РФ под таможенным контролем. Кроме того, он утверждает технологию принятия предварительных решений о стране происхождения товара и его классификационном коде.

Главной новеллой Закона является необходимость подачи декларации на товары в электронной форме. Однако в соответствии с переходными положениями до 2014 года сохраняется возможность подачи декларации в бумажном виде. На сегодняшний день в регионе деятельности Иркутской таможни уже 51% деклараций подаются участниками ВЭД с использованием технологии электронного декларирования через Интернет.

С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза были значительно сокращены сроки оформления: товар выпускается таможенным органом в течение 2 дней со дня регистрации декларации, а товар, не облагаемый вывозными пошлинами, в течение 4 часов. Закон «О таможенном регулировании» развивает этот подход и сокращает перечень документов, необходимых для предоставления в таможенный орган при декларировании товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза расширились полномочия таможенных органов в части осуществления контроля после выпуска товара. Принципиальным нововведением в Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» является увеличение срока таможенного контроля с одного года до трех лет, в течение которого таможенные органы могут осуществлять контроль после выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой. В связи с этим таможенным законодательством установлено, что документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться декларантами и иными заинтересованными лицами не менее трех календарных лет. Эти меры позволят упростить процесс таможенного оформления на этапе ввоза или вывоза товара, но обеспечат контроль за достоверностью заявленных сведений на этапе постконтроля.

Новым законодательством также урегулированы вопросы по срокам уплаты таможенных сборов, порядку их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные платежи не взимаются.

В настоящее время применяются судебные способы защиты имущественных интересов Российской Федерации в целях обеспечения своевременного поступления в федеральный бюджет средств от реализации бесхозяйного, брошенного имущества, товаров и транспортных средств, обращенных в доход государства. С 1 января 2012 года вступают в силу положения Закона, регулирующие задержание товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, положения, регулирующие распоряжение задержанными товарами, не обращенными в федеральную собственность, а также регулирующие, в определенной части, распоряжение денежными средствами, вырученными от реализации задержанных или изъятых товаров.

Отдельная глава посвящена системе таможенных органов. Определены принципы деятельности, функции таможенных органов, обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов, включены положения, касающиеся применения физической силы и спецсредств, обеспечения деятельности таможенных органов и размещения объектов таможенных органов.

Кроме того, законодательная новелла запрещает использование на вывесках бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках таможенной символики. Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность, запрещается использование на вывесках, бланках, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках слова "таможенный" и словосочетаний с ним.

По результатам правоприменительной практики в Закон включена уточненная редакция главы «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц». Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется. Появилось новое основание для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу. Такой отказ участник ВЭД может получить, если жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном статьей 39 настоящего Федерального закона, устанавливающая четкие требования к документам, подтверждающих полномочия лиц, подающих жалобы.

Изменения в новом законодательстве достаточно обширны. Иркутскими таможенниками проведена большая подготовительная работа, связанная с деятельностью таможенных органов в новых условиях. Продолжается проведение рабочих и тематических встреч по обсуждению с участниками ВЭД проблемных вопросов по применению нового законодательства.

Кроме того, Иркутская таможня информирует, что с 1 января 2011 года вступают в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации. Для Российской Федерации, в целом, заполнение декларации на товары не претерпело кардинальных изменений. Что касается формы, то теперь декларации можно распечатывать на обычных листах формата А4. Привычные бланки, отпечатанные типографским способом, применяться не будут.

В первую очередь участникам ВЭД следует внимательно изучить общие положения Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, в которой предусмотрен ряд особенностей, например, заполнение декларации только заглавными буквами, заявление в одной декларации не более чем о 999 товарах. Следует обратить внимание на то, что жизненно необходимые лекарственные средства могут декларироваться как один товар, если они имеют одно наименование, лекарственную форму, дозировку и форму выпуска.

И все-таки имеется ряд существенных различий по заполнению некоторых граф декларации, кое-где изменена структура информации, расположение сведений внутри графы.

Более подробную информацию о порядке заполнения новой формы декларации, а также законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» можно найти на официальном сайте Федеральной таможенной службы (www.customs.ru).

VCH.RU ; 16.12.10