11.12.09

ФТС опубликовала на своем сайте проект поправок в Таможенный кодекс РФ, касающихся правил проведения таможенных ревизий

Федеральная таможенная служба опубликовала на своем сайте проект поправок в Таможенный кодекс РФ, касающихся правил проведения таможенных ревизий. Новеллы законопроекта, которые вызвали неоднозначную реакцию в прессе, комментирует советник по вопросам таможенного права компании DLA PIPER Марина Всеволодовна Лякишева.

— Марина Всеволодовна, что предлагает таможенная служба в своих поправках в Таможенный кодекс РФ?

— В октябре на официальном сайте ФТС России был размещен проект закона РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров)». Проекты нормативных правовых актов здесь опубликовываются до согласования с заинтересованными ведомствами для проведения их независимой экспертизы на коррупционность.

Проектом закона, о котором идет речь, предусматривается комплекс новаций:

расширение круга лиц, подлежащих постконтролю (контрольным мероприятиям, производимым после таможенного оформления товаров); увеличение срока, в течение которого постконтроль может проводиться; распространение контрольных мероприятий не только на импортные, но и на экспортные товары.

Казалось бы, ничего из ряда вон выходящего. Однако вокруг законопроекта в прессе разгорелись нешуточные баталии. Причем абсолютно вопреки логике, которая подсказывала: если товар ввезен в РФ или вывезен из страны с соблюдением закона, бизнесу беспокоиться не о чем — ни одна проверяющая инстанция не должна предъявить никаких претензий.

— Какие новеллы законопроекта критикуются его оппонентами?

— Первым негативом для средств массовой информации стало увеличение срока, во время которого может проводиться постаудит.

И совсем незаслуженно, так как предлагаемые проектом федерального закона изменения призваны всего лишь устранить внутреннюю несогласованность российских законодательных норм и привести их в соответствие с международной практикой.

Так, общий срок исковой давности, определенный ГК РФ, и срок для проведения налоговых проверок, оговоренный в НК РФ, составляет три года. Столько же должны храниться документы, необходимые для таможенного контроля. Выставлять требования о принудительной уплате таможенных платежей и взыскивать их можно также в продолжение трех лет. Однако проверять товары после выпуска сейчас можно только один год — срок, в течение которого постконтроль возможен.

При всем при этом самым эффективным для государства механизмом выявления возможных нарушений при постконтроле служат скоординированные с налоговыми органами проверки, которые невозможно проводить из-за несоответствия сроков проверок.

— Для контролирующих органов унификация сроков повысит, как Вы отметили, эффективность проверок. Каковы последствия для бизнеса?

— Для бизнеса же такие скоординированные проверки должны сократить их количество, и, значит, они в меньшей степени воздействуют на осуществление нормальной хозяйственной деятельности.

К слову сказать, законодательствами стран, входящих в Европейский союз, Китая, Беларуси, Таиланда и других для проведения постконтроля отводится не менее трех лет.

— Что еще предлагает таможенная служба помимо увеличения срока проведения постконтроля?

— Законопроект устраняет существующую ныне неопределенность момента окончания таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров — товаров, выпущенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

Возникают определенные сложности таможенного контроля и в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции.

Взять, к примеру, ввозимые для реализации таких соглашений строительные материалы. Они не меняют своего статуса условно выпущенных товаров, но осуществлять контроль в их отношении фактически нереально, поскольку при использовании они физически видоизменяются, приобретают новые свойства, что исключает возможность их идентификации в готовом объекте, а под таможенным контролем остаются товары под тем же наименованием и кодом, которые были заявлены при их ввозе.

В проекте закона предлагается предоставить российскому правительству право устанавливать порядок условного выпуска товаров и изменения их статуса для таможенных целей, определять перечень таких товаров, разрабатывать порядок уведомления таможенных органов о произведенном потреблении товаров, а также перечень документов, подтверждающих их использование, и порядок назначения таможенными органами проверочных мероприятий.

— Нашла ли отражение в поправках объявленная на всех фронтах борьба с контрафактом?

— Факты выявления таможенными органами на внутреннем рынке товаров, имеющих признаки контрабандных или контрафактных, не редкость. В особенности это касается товаров длительного использования — оборудования, машин и механизмов, бытовой техники, мебели и пр. Однако если такие товары обнаружены у лиц, не являющихся их собственниками или реализаторами, но использующих эти товары для собственных нужд, производственных целей или оказания услуг, таможенные органы не имеют правовых оснований для проведения детальной проверки таких товаров в форме таможенной ревизии. На чем с успехом могут поживиться недобросовестные предприниматели, используя незаконно ввезенные товары.

Для устранения этого пробела в законодательстве было предложено распространить постконтроль на «лиц, во владении или собственности которых находились или находятся ввезенные товары», а также применить его не только к последующим, но и (или) к предшествующим операциям с данными товарами. При этом неизменными остаются нормы Таможенного кодекса РФ о том, что таможенная ревизия может проводиться только у юридических лиц и ИЧП.

— Иными словами, опасения, высказанные в СМИ по поводу того, что в войне с контрафактом пострадают рядовые граждане, беспочвенны?

— Совершенно верно, обсуждаемые изменения в Таможенный кодекс России никоим образом не предполагают включение в круг проверяемых физических лиц, как это иногда преподносится в прессе.

— К чему готовиться участникам ВЭД в части экспорта?

— Как уже было отмечено выше, поправки распространяют контрольные мероприятия не только на импортные, но и на экспортные товары. Необходимость проведения постконтроля и в отношении экспортных поставок иногда закономерна. Но и здесь возможности таможенных органов весьма ограниченны.

Особенно остро эта проблема стоит в отношении вывоза из страны леса и лесоматериалов, иных сырьевых товаров: если экспортер не является одновременно производителем, заготовителем или переработчиком товаров, таможенные органы не наделены правомочиями на проведение комплексной проверки. Следовательно, сейчас из-под контроля «выпадают» фирмы-однодневки, на долю которых как раз и приходится большинство нарушений, как таможенных, так и налоговых.

Таким образом, все предлагаемые в проекте закона изменения представляются вполне логичными и закономерными.

***

Интервью провела Оксана Бодрягина,

«эж-ЮРИСТ»