14.04.06

Доклад Г. Грефа "Об основных направлениях таможенной политики в 2007 2009 г.г."

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые коллеги,


Главными направлениями таможенной политики на 2007 2009 года являются совершенствование:

- таможенно - тарифных мер;
- порядка применения таможенных льгот и определения таможенной стоимости;
- таможенного администрирования.

Говоря о процессе установления ставок таможенных пошлин на отдельные товары, следует отметить, что на ближайшую перспективу основными задачами в этой области будут:

выполнение международных обязательств Российской Федерации, в т.ч. связанных с вступлением в ВТО;
поддержка рационального соотношения ввоза и вывоза товаров,
защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства,
рационализация товарной структуры ввоза и вывоза,
пополнение доходной части бюджета,
обеспечение равных условий конкуренции.

Основная работа в части совершенствования таможенно тарифного регулирования при импорте товаров в 2007-2009 г.г. будет сведена к оптимизации импортного таможенного тарифа с учетом обязательств ВТО, под которой мы понимаем разумное снижение ставок таможенных пошлин по широкой номенклатуре товаров, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем повышения или сохранения относительно высоких ставок тарифа. Предлагаемый подход к формированию тарифа уже показал свою эффективность в предшествующие годы . Необходимо обеспечить эскалацию Таможенного тарифа в зависимости от степени переработки товаров (чем выше степень переработки товаров, тем выше ставка таможенной пошлины).

В Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности содержится около 2 тыс. позиций, по которым классифицируются различные виды оборудования. Почти на 45 % товарных позиций распространяется нулевая ставка ввозных таможенных пошлин, около 20% составляют позиции, на которые установлена 10% ставка ввозных таможенных пошлин, примерно 10% приходится на позиции с 5 % ставкой ввозных таможенных пошлин. На остальное оборудование распространяется ставка ввозных таможенных пошлин более 10%.

В настоящее время прорабатывается возможность снижения или отмены ставок на 200 товарных позиций. В отдельных случаях будет предусматриваться установление режима беспошлинного ввоза прежде всего в отношении прогрессивного технологического оборудования, не имеющему отечественных аналогов.

Здесь отдельно хотел бы остановиться на постановлении Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 168, предусматривающем отмену ставок ввозных таможенных пошлин на широкий перечень технологического оборудования для нефтегазовой, деревообрабатывающей, медицинской, металлургической, авиационной, судостроительной, электронной отраслей промышленности, средств связи и сельского хозяйства.

При подготовке данного постановления была проведена тщательная проработка в отраслевых департаментах Минпромэнерго России, а также с экспертами других заинтересованных министерств, конкретных видов оборудования, предлагаемого к отмене таможенных пошлин. В частности, было проанализировано около 1500 товарных позиций, которые в настоящее время облагаются ставками ввозных таможенных пошлин в размере 5 % и 10 % от таможенной стоимости. При этом отмечу, что ставки ввозных таможенных пошлин в размере 5% не являются регулятивными и носят в основном фискальный характер.

По результатам проведенных Минпромэнерго России консультаций с российскими производителями оборудования, а также с научно-исследовательскими институтами из первоначального перечня были исключены отдельные виды технологического оборудования, используемого в станкостроении, медицине, сельском хозяйстве, которое производится в Российской Федерации и по своим параметрам не уступает зарубежным аналогам. В окончательном варианте осталось порядка 730 позиций.

Как понимается, предлагаемое решение приведет к снижению налоговой нагрузки на отечественные промышленные предприятия и, кроме того, позволит перевооружить и модернизировать ряд крупнейших предприятий промышленности, увеличить объемы производства и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Подытоживая эту тему, отмечу, что при подготовке предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин отдается приоритет предложениям, связанным с импортом высокотехнологичного оборудования, импорт которого способен не только заметно повысить конкурентоспособность российской продукции, как уже было сказано, но и одновременно минимизировать негативные последствия от роста импорта для отечественного станкостроения.

В 2007-2009 г.г. мы планируем расширять практику установления ставок таможенных пошлин, дифференцированных в зависимости от уровня заявленной стоимости единицы товара.

Смысл данного подхода заключается в том, чтобы с одной стороны стимулировать заявление реальной стоимости товара, а с другой создать механизм защиты отечественного производителя от дешевого импорта. При реализации этого подхода ставка таможенной пошлины тем меньше, чем выше цена единицы продукции. В настоящее время такой подход применяется в отношении защитных очков и кожаной обуви при этом в отношении обуви ставка таможенной пошлины стала действовать с 20.12.2005.

Такие меры эффективны в случаях, когда требуется тарифная защита в отношении отечественных относительно недорогих товаров, производимых в достаточных количествах российскими предприятиями и обеспечивающих необходимый спрос внутри страны. При этом по дорогим видам таких товаров ставки сохраняются невысокими, что позволяет сохранить их импорт и обеспечить определенные конкурентные условия.

Оценивая перспективу применения вывозных таможенных пошлин, хочу отметить, что в течение 2007-2009 гг. предполагается продолжить работу по отмене вывозных таможенных пошлин в отношении товаров с высокой степенью добавленной стоимости, а также в отношении товаров, экспорт которых не дает значительных поступлений в доходную часть федерального бюджета.

В настоящее время вывозные пошлины действуют в отношении 476 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД), основу которых составляют сырьевые товары: углеводородное сырье (96 позиций), древесина (22 позиции), металлургия (84 позиции), рыба, сельхоз сырье и шкуры (154 позиции), химия (22 позиции), драгоценные камни и металлы (25 позиций),. Доля готовых изделий, к которым относятся отдельные виды продукции целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности (в основном из древесины ценных пород) и цемент, составляет около 15 % от общего количества товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

В количественном выражении перечень товаров, облагаемых вывозными пошлинами, ежегодно сокращается (в 2004 году были отменены экспортные пошлины на товары порядка 90 товарных позиций, в 2005 г. - на 80). В этой связи происходит сокращение денежных средств, закладываемых в федеральный бюджет на цели уменьшения поступлений в доходную часть от уплаты вывозных таможенных пошлин. Планируется сокращение в 2006 году перечня товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, ориентировочно на 15-20 %.

Говоря о процедурах взимания таможенных платежей, которые установлены положениями действующего Таможенного кодекса, следует отметить, что особое внимание в 2007-2009 годах будет уделено мерам по совершенствованию порядка взимания таможенных платежей. Эти меры будут направлены, с одной стороны, на пресечение практики уклонения от уплаты налогов, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав добросовестных налогоплательщиков, создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты таможенных платежей.

К факторам, негативно влияющим на собираемость таможенных платежей можно отнести тарифные и налоговые льготы. Вопрос сокращения налоговых и тарифных льгот был актуален на протяжении ряда лет. При этом следует отметить, что на протяжении нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция к росту объемов предоставленных льгот .

Так, если в 2004 году сумма льгот по уплате таможенных платежей возросла по сравнению с 2003 годом на 34,7 %., то в 2005 году этот рост по сравнению с 2004 годом составил 75,1 %. В общей структуре льгот наибольший объем занимают льготы, предоставленные в отношении товаров, перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции, а также товаров, перемещаемых в рамках таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области.

В связи с этим в 2007-2009 годах необходимо проводить работу по совершенствованию законодательной базы в части применения тарифных и налоговых льгот, направленную на сокращение таких льгот, а также упорядочению механизма их применения. В целях проведения анализа применения льгот по уплате таможенных платежей и их влияния на доходы федерального бюджета требуется совершенствование системы учета данных льгот и проведения ежемесячного мониторинга их применения.

Особое внимание следует уделить порядку определения таможенной стоимости.

Таможенная политика на период 2007-2009 гг. будет формироваться на основе положений вступающего в силу с 1 июля 2006 года Федерального закона от 08.11.2005 144-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе .

Во исполнение данного Закона приоритетными являются мероприятия по обеспечению реализации решений Правительства Российской Федерации об утверждении:

- порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

- порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

В части правоприменительной практики приоритетной задачей является переход к построению эффективно функционирующей системы контроля таможенной стоимости товаров, предусматривающей, в частности, совершенствование использования ценовой информации при контроле таможенной стоимости товаров, а также совершенствование системы анализа и управления рисками при контроле таможенной стоимости товаров, в том числе путем установления требований к профилям рисков. Касаясь таможенного администрирования, хотелось бы отметить, что любые меры таможенно-тарифного регулирования должны сопровождаться действенным таможенным администрированием.

Одобренная Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 2225-р) Концепция развития таможенных органов Российской Федерации определила систему мер, направленных на повышение эффективности таможенного администрирования.

Основной смысл предусмотренных Концепцией преобразований заключается в создании таможенной службы, равно эффективной и прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.

Достижение указанной цели возможно за счет решения главной задачи создание принципиально новой системы организации таможенного контроля и таможенного оформления, основанной на международных стандартах, а также других задач, предусмотренных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации.

В первую очередь необходимо обеспечить таможенные органы современными техническими средствами таможенного контроля. В рамках выполнения этой задачи предусматривается обеспечение таможенных органов инспекционно-досмотровыми комплексами, а также средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, средствами связи, оснащение и дооснащение таможенных органов сканирующими (считывающими) устройствами.

Одной из основных задач наряду с остальными является обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска.

Предполагается строительство 149 новых и реконструкция 37 существующих автомобильных пунктов пропуска под цели создания условий для организации государственного контроля по новой схеме с размещением в режимной зоне пунктов пропуска только двух служб таможенной и пограничной, а также закрытие малоэффективных пунктов пропуска через государственную границу.

Начиная с 2006 года, будут проведены мероприятия по введению системы интегрированного контроля на государственной границе Российской Федерации. В рамках этого будут проводиться мероприятия по внедрению современных технологий государственного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, сокращению количества государственных контрольных органов, действующих непосредственно в режимной зоне в пунктах пропуска, до двух (пограничной и таможенной служб), созданию необходимых условий для работы других контролирующих органов. Таким образом, создается принципиально новая система организации таможенного контроля и таможенного оформления предполагает реализацию принципов одного окна (однократное представление информации) и одной остановки (интегрированный таможенный контроль).

Одновременно со сказанным важную роль играет создание единой автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, что позволит повысить эффективность взаимодействия контролирующих органов, в том числе, в части взаимодействия таможенных и налоговых органов. Такая система позволит в режиме реального времени отслеживать всю цепочку поставки товара, совместно с другими контрольными органами принимать своевременные, оперативные решения.

Использование для таможенных целей информации о товарах из зарубежных стран в рамках внедрения предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, обеспечения информационного обмена и проведения специальных операций с таможенными органами иностранных государств резко сократит возможность фальсификации документов для таможенных целей, их недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости.

В 2007-2009 годах будет продолжена работа по разработке и внедрению современных информационных таможенных технологий, в том числе электронного декларирования.

Создание условий для расширения применения предварительного информирования и электронного декларирования, расширение сферы применения системы управления рисками в сочетании с контролем на основе методов аудита позволит минимизировать влияние человеческого фактора, позволит сделать систему организации таможенного контроля и таможенного оформления одинаково прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.

Хотелось бы обратить внимание, что материально-техническая зависимость таможенных органов от коммерческих структур, являющихся владельцами помещений, техники, иных материально-технических средств, создает почву для злоупотреблений и коррупции в таможенных органах. В этой связи необходимо решить задачу по размещению таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью. Это позволит исключить влияние коммерческих структур на работу таможенных органов, что будет способствовать минимизации коррупционных проявлений.

В рамках внедрения в таможенное дело международных таможенных норм и правил предполагается начать переход на применение Единого административного документа (ЕАД) Европейского союза для таможенного контроля и таможенного оформления, а также рассмотреть возможность присоединения к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Конвенции о процедуре общего транзита. Четкие и предсказуемые правила ведения бизнеса, их унификация с зарубежными таможенными правилами позволит объединить усилия таможенных органов по эффективному противодействию особо опасным нарушениям в сфере внешнеэкономической деятельности, которые на современном этапе носят транснациональный характер.

В заключение своего выступления хотел бы отметить, что выполнение задачи по борьбе с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах невозможно без создания системы ротации кадров, проведения качественных изменений в системе подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, повышения денежного содержания и уровня социальной защищенности должностных лиц таможенных органов, а также материально-технического обеспечения деятельности таможенных органов. Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что таможенная политика является одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешнеторговой деятельности, макроэкономической ситуации в целом, включая задачу по обеспечению наполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Спасибо за внимание.

Министерство экономического развития и торговли РФ