28.11.07

Доклад А.Ю.Бельянинова на международной конференции «Таможенная реформа: инструмент интеграции России в мировую экономику»

Доклад руководителя ФТС России А.Ю.Бельянинова на международной конференции «Таможенная реформа: инструмент интеграции России в мировую экономику» (г. Москва, 22 ноября 2007 года) Добрый день, уважаемые дамы и господа,

Думаю, не будет преувеличением сказать, что роль России в мировой экономике в последнее время существенно возросла. Россия уверенно выходит на мировой рынок и является надежным партнером практически во всех основных отраслях мировой экономики. Об этом свидетельствует:

- рост количественных и качественных показателей российской экономики в контексте основных мировых направлений развития; - стабилизирующая роль экономики России, российского экспорта и российского внутреннего рынка на фоне нестабильных тенденций в мировой экономике;

- ускорение процесса интеграции России в мировую экономику. Россия стремится занять достойное место в международном разделении труда. Российские предприятия осуществляют промышленную сборку товаров в машиностроительном комплексе, а так же производство промышленных товаров, способных составить конкуренцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В российское производство интенсивно внедряются инновационные, высокие технологии и современные научно-технические разработки. Принимая во внимание богатство природных ресурсов, Россия является гарантом мировой энергетической безопасности. С учетом географических особенностей, Россия представляет оптимальный транспортный коридор по транзитным доставкам грузов с Севера на Юг и с Запада на Восток.

В современных условиях Федеральная таможенная служба с одной стороны, должна обеспечивать интересы государства в сфере внешней торговли, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, а с другой - создавать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц. Данные принципы заложены в одобренной Правительством Российской Федерации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года.

В этом году завершается I этап ее реализации, в рамках которого таможенными органами осуществлялись мероприятия, направленные на совершенствование таможенного администрирования на основе международных стандартов качества, на дальнейшую гармонизацию законодательства Российской Федерации с общепризнанными нормами в области таможенного дела.

В 2007 году нами подготовлены концепции законопроектов о внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения:

- единой процедуры таможенного транзита в соответствии с международными стандартами,

- института уполномоченного грузополучателя;

- института обязательного предварительного информирования таможенных органов. Эти документы находятся в настоящее время на разных уровнях согласования.

Также, осуществляется согласование с федеральными органами исполнительной власти законопроекта о присоединении к международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999г.).

Реализация данных законопроектов позволит таможенным органам сделать существенный шаг на пути унификации российского таможенного законодательства с международными стандартами и предоставит российским и иностранным участникам внешнеэкономической деятельности возможность ускорить процесс таможенного оформления своих грузов, а таможенным органам позволит сосредоточить усилия на таможенном контроле товаров, не соответствующих установленным критериям безопасности поставок.

Таможенной службой России проводится работа по сближению основных таможенных документов России и Европейского союза. С 1 января 2007 года в Российской Федерации введена новая форма грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, соответствующая единому административному документу (ЕАД). Унификация требований при предоставлении грузовой таможенной декларации и транзитной декларации в России с требованиями ЕАД позволяет поставить вопрос о присоединении России к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года, регулирующей ЕАД, и к Конвенции об общей транзитной процедуре 1987 года. Межведомственная проработка вопросов присоединения к этим конвенциям проводится нами в настоящее время.

Применение данных международных документов позволит ввести принцип однократного заполнения транзитной декларации в таможне страны отправления, обеспечить надежную систему обеспечения уплаты таможенных платежей, определить процедуры оказания таможенными службами взаимного административного содействия, ввести упрощенные процедуры для законопослушных участников ВЭД.

Таможенная реформа в России тесно сопряжена с решением конкретных проблем, возникших в последнее время в результате бурного роста внешнеторгового оборота нашей страны. Этот рост в 2006 году составил 29 процентов по сравнению с 2005 годом, и за девять месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего – еще 20 процентов. В первую очередь я имею в виду проблему очередей в автомобильных пунктах пропуска на границах с нашими соседями – государствами Европейского союза, на который приходится половина внешнеторгового оборота России. Эти пункты пропуска, в большинстве своем спроектированные и построенные в начале – середине девяностых годов прошлого века (причем делалось это на перспективу), не были рассчитаны на такой рост товарных потоков.

Проблема очередей была заострена на хельсинском саммите Россия-ЕС в ноябре 2006 года. На этом же саммите Президент Российской Федерации поставил вопрос о необходимости организации электронного обмена данными по линии таможенных органов о товарах поступающих на российскую территорию.

Практические меры по реализации договоренностей, достигнутых на саммите, были определены на заседании Подкомитета Россия-ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству в апреле 2007 года. Подкомитет выделил три приоритетных направления взаимодействия таможенных органов России и Европейского союза в целях облегчения взаимной торговли и значительного сокращения времени пересечения границы.

Первым из них является реализация мер по разрешению ситуации с возникающими очередями транспортных средств и содействию торговле. Они, в частности, включают законодательные и административные меры, предпринимаемые Россией, и способные оказывать быстрое и эффективное воздействие на очереди на границе. Это – прикомандирование в пункты пропуска, расположенные на границе России и стран ЕС, сотрудников с менее загруженных участков границы и переброска сюда мобильных инспекционно-досмотровых комплексов. Это, - что наиболее важно, - реализация федерального закона №266-фз от 30.12.2006 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Изменения, вносимые данным законом в российское законодательство, фактически оставляют в пределах режимной зоны пункта пропуска только два контролирующих органа – пограничную и таможенную службы. Органы ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и иного контроля должны будут функционировать только в специализированных пунктах пропуска либо на специально обустроенных площадках вне пункта пропуска.

Второе приоритетное направление сотрудничества - организация автоматизированного обмена предварительной таможенной информацией. Европейская комиссия и двенадцать стран-членов ЕС - Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Чехия, Швеция и Эстония - вместе с Россией разрабатывают соответствующий пилотный проект, в рамках которого с 1 января 2009 года в режиме он-лайн и через единый интерфейс будет осуществляться обмен информацией в отношении товаров, перемещаемых через общую границу. Наше стремление сделать это как можно быстрее настолько сильное, что у кого-то может сложиться неверное впечатление об отсутствии согласованности между участниками этого масштабного проекта.

Третье приоритетное направление - создание и совершенствование инфраструктуры пунктов пропуска и прилегающей к ним инфраструктуры. Результаты работы Подкомитета получили отражение на волжском саммите Россия – ЕС в мае 2007г. В ходе совместной пресс-конференции с Председателем Комиссии Европейских сообществ Ж.М.Баррозу и Федеральным канцлером Германии А.Меркель Президент Российской Федерации В.В.Путин в частности сказал:

«К числу позитивных итогов волжского саммита отнесу и то, что Россия и Евросоюз организуют предварительный обмен информацией в электронной форме о перемещаемых во взаимной торговле товарах. Это сократит время прохождения границы и позволит более эффективно бороться с фальсификацией и подделкой транспортных документов, соответственно с фальсификацией самих товаров. Также скоординировано мы будем работать над решением проблемы очередей на границе России со странами – членами Евросоюза».

Предварительное информирование как средство сокращения времени прохождения границы – широкое поле для государственно-частного партнерства. Так, в ФТС России сформирована рабочая группа с участием ФГУП «РОСТЭК» для оптимизации и систематизации деятельности ФТС России по созданию системы предварительного информирования. Завершен первый этап внедрения элементов системы предварительного информирования в отношении автомобилей, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации автовозами через пункты пропуска «Светогорск» и «Брусничное». Время таможенного оформления таких автовозов сократилось до 10-15 минут.

Таможенные органы внедряют новейшие информационные технологии и применяют современное техническое оборудование. В настоящее время 195 таможенных постов имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. В 2007 г. началось внедрение пилотных проектов декларирования товаров с использованием сети Интернет.

Особое внимание уделяется определению принципов и подходов к организации процессов таможенного оформления и контроля на территориях особых экономических зон (ОЭЗ). Таможенными органами с 2006 года проводится работа по созданию условий для эффективного функционирования ОЭЗ на территории Российской Федерации. Для осуществления данной работы создаются специализированные таможенные посты, расположенные на территории ОЭЗ либо в непосредственной близости от такой территории.

В рамках реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации ФТС России видит большой потенциал в развитии государственно-частного партнерства. Это обусловлено объективными причинами. С одной стороны государство не может сразу реализовать все инфраструктурные проекты, так как они требуют больших затрат. И здесь у бизнеса открывается широкий спектр возможностей для участия в решении этой задачи. Очевидно, что бизнесу выгодно, чтобы таможенные органы имели в своем распоряжении приемлемые условия для нормальной работы и возможности применения современных таможенных технологий и технических средств таможенного контроля, что напрямую обеспечивает осуществление таможенного контроля в короткие сроки и с максимальной эффективностью.

Также очевидно, что в условиях продолжающегося роста товарооборота, эффективность применения таможенных технологий будет зависеть от того, как таможенные органы смогут определить области риска. Поэтому становится актуальным вопрос дифференциации участников ВЭД по степени законопослушности. То есть должны быть участники ВЭД, которым мы можем доверять и применять к ним упрощенные процедуры таможенного оформления. В качестве одного из таких мы видим ФГУП «РОСТЭК».

В заключение хочу сказать, что эффективная таможенная система, отвечающая мировым стандартам, является одним из определяющих факторов для интеграции российской экономики в мировую. Мы это понимаем и поэтому мы строим свои взаимоотношения с бизнесом в форме открытого диалога. Таможенной службой на постоянной основе ведется системное и регулярное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности и их бизнес-ассоциациями в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России, а также с Ассоциацией Европейского Бизнеса, Союзом Немецкой экономики, Американской Торговой Палатой в России, представительством Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) в России и др. Проведение данной работы направлено на свободный обмен мнениями, обсуждение различных проблем, возникающих во взаимоотношениях таможенных органов и бизнес-сообщества, и – главное, - на выработку совместных решений.

Только на взаимном понимании наших проблем мы сможем реализовать планы и достичь цели, заложенные в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба ФТС РФ 28.11.07